ТОМСК, 23 ноя – РИА
Томск. Терминалы для безналичной оплаты проезда начинают появляться в
общественном транспорте Томска. В чем плюсы такой технологии и как относятся к
ней пассажиры общественного транспорта – в материале РИА Томск.
Пилотный проект по установке терминалов безналичного расчета
за проезд в общественном транспорте Томска реализует Сбербанк совместно с
Трамвайно-троллейбусным управлением (ТТУ) Томска и собственниками маршрутных
автобусов №24 и №26.
На уходящей неделе томские журналисты смогли протестировать
нововведение.
Раз и поехал
Пассажирам автобусов, трамваев и троллейбусов, где
установлены терминалы, не приходится задумываться о размене денег, расплатиться
за проезд можно бесконтактной картой, через смартфон или "умные" часы
– достаточно просто приложить гаджет или карту к терминалу. Если ваша карта не
является бесконтактной, для оплаты проезда вам достаточно вставить карту в
терминал, при этом ПИН-код вводить не нужно.
Бесконтактная карта – это обычная банковская карточка,
которой мы расплачиваемся за покупки в магазинах, но с небольшим чипом, который
позволяет не вставлять карту в терминал, а просто прикладывать карту к нему.
PIN-код вводить не надо, остальное дело техники. Интересно то, что это уже
является стандартом – Сбербанк сейчас выпускает только карты с бесконтактными
чипами.
Принцип оплаты прост: кондуктор выбирает тип билета на терминале
– обычный либо льготный тариф. Пассажир в свою очередь подносит к устройству
гаджет с установленным на нем специальным приложением или карту любого банка.
Расчет за поездку происходит моментально. Каждый билет – отдельная транзакция.
Пользователю приходит соответствующая СМС об оплате,
транзакция также видна в личном кабинете пассажира на сайте ТТУ.
© РИА Томск. Сергей Сиразутдинов
В настоящее время в Томске терминалами для безналичной оплаты оборудованы 40 троллейбусов на маршрутах №№3, 4, 6 и 7 и около 40-ка автобусов №24 и №26.
"Благодаря внедрению такой системы повышается удобство
для пассажиров и снижается трудозатратность перевозчика: не нужно перед началом
смены выдавать кондукторам или водителям "размен", а пассажирам
предъявлять для оплаты крупные купюры", – рассказал журналистам
управляющий Томским отделением Сбербанка Михаил Гребенников.
Он уточнил, что в настоящее время аналогичный проект
реализуется и на маршруте №150 Томск – Кисловка, где также можно
будет оплатить проезд через терминал безналичной оплаты.
"Наша цель – чтобы весь томский общественный транспорт
перешел на бесконтактную систему оплаты… Люди должны передвигаться как внутри
города, так и между населенными пунктами Томской области с комфортом для себя,
используя телефоны и карты", – добавил он.
Гребенников также отметил, что наблюдается хорошая тенденция – с каждой неделей людей, которые пользуются этой функцией, становится больше.
Об этом же говорит и директор ТТУ Андрей Сосновский.
"В настоящее время мы являемся участниками процесса,
когда и в магазинах при покупке товаров, и получении какой-то услуги мы все
чаще и чаще пользуемся банковскими картами. Транспорт не является исключением, и реализуя пилотный проект со Сбербанком, мы видим положительную динамику – количество пассажиров, которые рассчитываются картами, стало расти", –
рассказал он журналистам.
Сосновский уточнил, что сейчас терминалами оборудованы 40
троллейбусов №№3, 4, 6 и 7. В настоящее время терминалы работают в тестовом
режиме, такая форма оплаты хорошо зарекомендовала себя.
"Наше предприятие как таковых затрат на закупку
оборудования и обучение персонала не несет… На стоимость проезда это также
никак не повлияет. Она не будет увеличиваться из-за этого (появления
терминалов)", – добавил Сосновский.
Тяжелые сумки против легких аппаратов
Кондуктор троллейбуса №2 Наталья Белявина ловко управляется
с терминалом, при этом успевая рассчитывать пассажиров с наличными. Она
рассказывает, что картой за проезд расплачиваются больше и больше пассажиров, а
работать с новой техникой гораздо удобнее, чем таскать сумку с большим
количеством разменных монет.
"Интересно, что некоторые видят терминал и удивляются:
"У вас можно картой оплачивать?"… Гаджетами тоже активно пользуются.
Молодежь, например, практически всегда оплачивает проезд с телефонов", –
добавила она.
"Мне нравится работать подобным образом… Кстати,
пенсионеры тоже оплачивают по картам. Удивляются и радуются такому прогрессу в
троллейбусах города", – смеется кондуктор.
© РИА Томск. Сергей Сиразутдинов
Кондуктор троллейбуса №2 Наталья Белявина рассказывает, что картой за проезд расплачиваются все больше пассажиров, а работать с новой техникой гораздо удобнее.
Как рассказала РИА Томск пассажирка этого рейса Анастасия
Давыденко, она частенько оплачивает проезд картой. Особенно, если в кошельке
крупные купюры.
"Так гораздо быстрее – приложил карту и все. Не нужно
ждать сдачу от кондуктора… Очень удобный вид оплаты. Возможно, сейчас для нас
это немного диковинка, в Москве или Питере это давно есть... В любом случае это комфортный вид оплаты как в транспорте, так и в магазинах", – сказала
она.
Тридцатисемилетнего Егора Пилова корреспондент РИА Томск
встречает вечером на остановке "ЦУМ".
"Я езжу на троллейбусе №6 и расплачиваюсь бесконтактной
картой. Мне нравится… Лично для меня преимущество в том, что не нужно доставать
деньги. Приложил и все… Одна проблема – в час пик нельзя такую карту или
телефон передать кондуктору, так как народу очень много… Но днем, безусловно,
удобнее платить через терминал", – говорит он.
Инновации в маршрутках
В маршрутных автобусах №26 и №24 проект реализуется с лета
2017 года.
Представитель фирмы-собственника маршрута № 26 Петр Вощин
рассказывает, что для удобства пассажиров безналичный расчет в маршрутках имеет принципиальное значение.
"Томск – город инновационный, мы стараемся идти в ногу
со временем… Безналичной оплатой часто пользуются студенты, но не только они –
все пассажиры хотят быстро и комфортно оплачивать проезд… Это не требует затрат
по времени, нет сдачи при расчете", – говорит он.
Вощин уточнил, что терминалами оснащено около 40 автобусов:
"Пока не могу сказать, что какой-то большой процент тех, кто осуществляет
оплату таким образом… Но точно есть тенденция к увеличению… Граждане еще не
привыкли, и людям просто надо адаптироваться".
© РИА Томск. Сергей Сиразутдинов
Бесконтактная оплата в общественном транспорте Томска
Управляющий Томским отделением Сбербанка Михаил Гребенников
также считает, что необходимо время, чтобы томичи привыкли к новой услуге.
Раньше же люди не оплачивали покупки в магазине с помощью пластиковой карты, а
шли и снимали деньги в банкомате.
"Также и при внедрении этой системы в маршрутном
транспорте важен психологический вопрос: водители частных предприятий приучены
работать с наличными деньгами. Но им же тоже выгодно – нет размена, выручка
будет оставаться на счете и никуда не уйдет", – добавил Гребенников.
Студент четвертого курса Томского госуниверситета систем
управления и радиоэлектроники Владимир Павлин, который часто ездит на автобусе
№26, – большой поклонник бесконтактной оплаты,
"Уже не помню, когда последний раз вставлял пластиковую
карту непосредственно в терминал – всегда пользуюсь бесконтактной оплатой. То,
что на маршруте появилась возможность оплачивать проезд таким образом, очень
меня порадовало. Поэтому пользуюсь с удовольствием", – рассказал он РИА
Томск.