RIATOMSK.RU
+16°C
15 мая 2024  |  
0:55
  |  
+16°C
9:30  7 мая 2018 г.

Формула страха: как в Томске изучают математическую тревожность

Тайлашева Елена Владимировна
© РИА Томск. Олег АсратянФормула страха: как в Томске изучают математическую тревожность

ТОМСК, 7 мая – РИА Томск.  Если у человека трясутся руки перед решением уравнения, не обязательно, что он плохо знает математику – у него может быть математическая тревожность. Почему девочки страдают ею чаще, передается ли это с генами и кому клеймо "гуманитарий" разрушает карьеру, рассказала младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета (ТГУ) Анна Будакова.

Свое исследование Будакова представила на секции "Математика" ХV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспективы развития фундаментальных наук", завершившейся в Томске. Основные тезисы из ее выступления – в материале.

Что такое математическая тревожность

"Математическая тревожность – это эмоциональная реакция на математику как на что-то дискомфортное, вызывающее страх и беспокойство, от чего хочется  дистанцироваться. Почему именно математика, а не, скажем, геометрия? Потому что математика – абстрактная наука, там меньше визуализации, в отличие от той же геометрии; уравнение нельзя потрогать или представить.

Симптомы тревожного расстройства могут возникнуть даже в таких элементарных случаях, как необходимость пересчитать сдачу или выбрать размер скидки. Вы скажете – есть тревожные люди, которые волнуются по любому поводу, и решение математических задач – просто один из них. Но штука в том, что волнение, связанное с математикой, часто возникает у тех, у кого общей тревожности не так много. Причем уровень математической не коррелирует с показателями тестов IQ.

Был проведен глобальный опрос PISA об отношении к математике, в нем приняли участие полмиллиона подростков 15-ти лет из 40 стран. Треть из них – треть, я подчеркиваю! – ответили, что чувствуют напряжение при работе с математическими задачами. 59% считают математику слишком сложной. Я работала в приемной комиссии своего вуза и видела, что дети отказываются от интересной специальности только потому, что там математика. Она страшным зверем нависает над их головами…

Именно в школьном возрасте маттревожность выше, все-таки студенты уже сформировались как личности, самооценка у них выросла".

© предоставлено Анной Будаковой
Сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Анна Будакова

Что в этот момент происходит с мозгом

"Есть такой конструкт, как рабочая память, которая отвечает за удержание условий задачи. Когда "включается" математическая тревожность, рабочая память вместо того, чтобы обрабатывать задачу, начинает загружаться мыслями: "Боже мой, как это страшно!", "А справлюсь ли я?". Совокупность тревожных мыслей начинает "съедать" ресурсы мозга, отсюда и невозможность справиться с решением.

Ряд ученых проводили исследования мозговой активности в момент выполнения математического задания. Когда звучало предупреждение "Сейчас будет задание по математике", то у людей с высокой математической тревожностью активировалась зона мозга, ответственная за ожидание физической боли!

А в момент, когда испытуемые совершали ошибку (и осознавали это), в дело вступала правая островковая доля, которая отслеживает физиологическое состояние тела и дает организму сигнал к мобилизации перед стрессом. Получается что страшна не сама математика даже,  а ожидание выполнения математических действий".

Откуда берется маттревожность

"Половина студентов не поступают на специальности, связанные с математикой, потому что им в детстве постоянно говорили: "Ты у нас гуманитарий!", соответственно, они переставали стремиться к развитию математических навыков, и они могли отказаться от карьеры в перспективных направлениях – химии, физике, IT и так далее. Продуцирование ярлыков способствует укреплению у человека негативной установки на этот вид деятельности.

Еще один важный фактор, который способствует развитию маттревожности, – гендерный стереотип. "Русский – для девочек, математика – для мальчиков". Причем это никак не связано с матуспешностью. В России проводилось международное исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) на пяти тысячах учеников четвертого класса, девочки и мальчики в среднем получили за тесты одинаковое число баллов.

© с сайта лаборатории лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ
Таким образом, способности обоих полов в математике одинаковые, а вот самооценка этих способностей куда ниже у девушек. Это доказало одно интересное исследование. Одной группе испытуемых перед выполнением задания говорили: "Хотим проверить, насколько правда, что девушки хуже в математике", вторая же группа просто выполняла задание. В первой группе результаты девушек были хуже, чем во второй, просто потому, что им транслировался стереотип.

Нашими коллегами в университете Голдсмитс в Лондоне было проведено близнецовое исследование, выяснявшее, насколько математическая тревожность передается с генами? Оказалось, что наследуемой она является примерно на 30-40%, остальное – влияние среды".

Как снизить маттревожность

"Первое – это, конечно, укрепление базовых навыков. То, чего боишься, нужно изучать. Как показывают исследования, повышение базовых навыков способствует росту уверенности и мотивации для занятия математикой.

Второе: очень важно и в семье, и в школе не транслировать негативные установки – гендерные стереотипы, собственные страхи перед математикой, ярлыки типа "технарь-гуманитарий". Поддержка должна быть позитивная. Не должен ребенок слышать угроз: "Учи математику, а то никуда без нее не поступишь!".

Математика должна позиционироваться как вызов, который можно принять, а не как что-то слишком сложное. Такая поддержка оказывает позитивное влияние на успехи ребенка в сложной математике (геометрии, алгебре, анализе данных и вероятностях) и снижает уровень его  математической тревожности.

Третье – работа с эмоциями. Нужно написать тревожные мысли, озвучить беспокойство, осознать стрессовый фактор. Это очень эффективно перед контрольными тестами, зачетами, экзаменами: это освободит рабочую память для непосредственно решения задач.

Также нужно отслеживать свои физиологические реакции: зафиксировать, как потеют ладони перед выполнением задания, как крутит живот, как напряжено тело и участилось сердцебиение. Это позволит начать их контролировать и уменьшить тревожное поведение".

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке