ТОМСК, 26 июл – РИА Томск, Ольга Трепова. Власти Томской области потратят около 1,44 миллиарда рублей на ремонт дорог в регионе в 2018 году, с каждым годом объем финансирования на эти цели увеличивается. Кто и как следит за качеством ремонтных работ и что мешает томским дорогам служить десятилетиями, узнала журналист РИА Томск.

Ранее сообщалось, что на реализацию госпрограммы "Безопасные и качественные дороги" в Томской области в 2018 году из федеральной казны и областного бюджета будет направлено 1,44 миллиарда рублей. В рамках программы планируется отремонтировать около 88 километров дорог.

Нагревать и сжимать

В Томской области мало дорог, "подноготную" которых не знали бы специалисты компании "Строительная лаборатория" – какой применялся асфальт, когда велись работы, соблюдалась ли технология укладки. Эта компания – одна из тех организаций, которая осуществляет технический надзор за строительством и ремонтом дорог в регионе.

"Мы можем сопровождать строительство и ремонт дорог как на стадиях проектирования, так и на стадиях анализа материалов, разработки рецептуры, принятия решения в сложной ситуации на объекте. На финише мы проводим итоговую диагностику и выносим заключение о готовности всего объекта", – рассказал журналистам директор ООО "Строительная лаборатория" Владимир Веник.

Он пояснил, что сначала специалисты компании специальным механизмом делают вырубки непосредственно на дороге – из свежеуложенного асфальта, затем привозят их в лабораторию, где проверяют материал на качество.

Вот эти цилиндры из асфальтобетонной смеси – это лабораторные образцы для последующих испытаний: их будут давить прессом, нагревать до температуры плавления, сжимать, чтобы понять, насколько прочный и качественный материал применили дорожники и была ли соблюдена технология укладки.

"У нас имеется оборудование для испытания битума на растяжимость, хрупкость, установка для испытания асфальтобетонных образцов, <…> установка для получения характеристик асфальтобетона. Осуществляется нагрузка на образец. На дисплее компьютера у установки отображается все течение испытания. Можно любую информацию за пять лет поднять из архива и посмотреть, какой асфальт на каком объекте использовался", – отметил глава компании.

По его словам, все образцы обозначены определенными номерами, поэтому во избежание коррупции сами сотрудники лаборатории не знают, образец асфальта какой из компаний они исследуют.

Брака стало меньше

Всего специалисты этой лаборатории обследовали 81,6 километра дорог в Томской области в этом году, в прошлом году – 160,7 километра.

"Мы проверяем километры дорог, но брак находим в десятках метров. Например, в этом году в Томске было забраковано около 400– 500 метров дороги и выписано предписание подрядчику на фрезеровку уже уложенного бетона. Тоже самое и в Копылове, и Верхнесеченове, где подрядчикам пришлось по-новому укладывать асфальтобетон", – пояснил специалист.

Климат и шипы – главные враги

Он уточнил, что по сравнению с прошлыми годами в этом году брака гораздо меньше, а качество большинства уложенного и использующегося асфальтобетона соответствует нормативам. При этом отметил, что существуют объективные причины, почему асфальт на дорогах не служит десятилетиями: с каждым годом растет интенсивность движения и соответственно кратно возрастает воздействие на дорожное покрытие.

"К примеру, в 1960-1970 годы количество автомобилей было сто тысяч в сутки, те дороги могли и по 15-20 лет без ремонта простоять. Сейчас ситуация изменилась радикально, количество автомобилей увеличилось в десятки раз и воздействие тоже. Сейчас вы, возможно, заметили по городу колейность образовалась на дорогах, но это не потому что асфальт разрушается", – заметил собеседник.

Он добавил, что немаловажную роль играют и суровый сибирский климат, и использование шипованной резины, которая отрицательно воздействует на камень и битум.

Свести брак до нуля

Как отметил в свою очередь начальник областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрий Баев, подрядчики получают оплату по контрактам только после прохождения введенной губернатором Сергеем Жвачкиным девятиуровневой системы контроля производства и приемки работ.

"Губернатор поручил ввести девять уровней контроля: от строительных материалов, рецептуры производства до приемки. Сегодня эта система дает свои плоды. С прошлого года у нас единицы объектов, которые необходимо в небольших объемах переделывать. С этого года на всех стадиях идут процессы контроля всех регламентов. Я думаю, что мы дойдем до нуля, когда не будем получать такие отрицательные результаты, которые мы видели в прошлом году", – пояснил глава департамента.

Он добавил, что своевременно начать ремонт в этом году помешали холодные и дождливые май и июнь. Тем не менее на сегодняшний день в регионе отремонтировано 62% дорог от общего запланированного объема. Подрядчики начали наверстывать первоначальные графики выполнения работ, а к первому сентября планируется залатать все ямы на дорогах региона.