ТОМСК,
26 июл – РИА Томск, Ольга Трепова. Власти Томской области потратят около 1,44
миллиарда рублей на ремонт дорог в регионе в 2018 году, с каждым годом объем
финансирования на эти цели увеличивается. Кто и как следит за качеством
ремонтных работ и что мешает томским дорогам служить десятилетиями, узнала
журналист РИА Томск.
Ранее
сообщалось, что на реализацию госпрограммы "Безопасные и качественные
дороги" в Томской области в 2018 году из федеральной казны и областного
бюджета будет направлено 1,44 миллиарда рублей. В рамках программы планируется
отремонтировать около 88 километров дорог.
Нагревать и сжимать
В
Томской области мало дорог, "подноготную" которых не знали бы
специалисты компании "Строительная лаборатория" – какой применялся
асфальт, когда велись работы, соблюдалась ли технология укладки. Эта компания –
одна из тех организаций, которая осуществляет технический надзор за
строительством и ремонтом дорог в регионе.
© РИА Томск. Ольга Трепова
Глава облдепартамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрий Баев и директор ООО "Строительная лаборатория" Владимир Веник
"Мы
можем сопровождать строительство и ремонт дорог как на стадиях проектирования,
так и на стадиях анализа материалов, разработки рецептуры, принятия решения в
сложной ситуации на объекте. На финише мы проводим итоговую диагностику и
выносим заключение о готовности всего объекта", – рассказал
журналистам директор ООО "Строительная лаборатория" Владимир Веник.
Он
пояснил, что сначала специалисты компании специальным механизмом делают вырубки
непосредственно на дороге – из свежеуложенного асфальта, затем привозят их в
лабораторию, где проверяют материал на качество.
© РИА Томск. Ольга Трепова
Лабораторные образцы асфальтобетонной смеси
Вот эти
цилиндры из асфальтобетонной смеси – это лабораторные образцы для
последующих испытаний: их будут давить прессом, нагревать до температуры
плавления, сжимать, чтобы понять, насколько прочный и качественный материал
применили дорожники и была ли соблюдена технология укладки.
"У
нас имеется оборудование для испытания битума на растяжимость, хрупкость,
установка для испытания асфальтобетонных образцов, <…> установка для
получения характеристик асфальтобетона. Осуществляется нагрузка на образец. На
дисплее компьютера у установки отображается все течение испытания. Можно любую
информацию за пять лет поднять из архива и посмотреть, какой асфальт на каком
объекте использовался", – отметил глава компании.
По его
словам, все образцы обозначены определенными номерами, поэтому во избежание
коррупции сами сотрудники лаборатории не знают, образец асфальта какой из
компаний они исследуют.
© РИА Томск. Ольга Трепова
В компании "Строительная лаборатория"
Брака стало меньше
Всего
специалисты этой лаборатории обследовали 81,6 километра дорог в Томской области
в этом году, в прошлом году – 160,7 километра.
"Мы
проверяем километры дорог, но брак находим в десятках метров. Например, в этом
году в Томске было забраковано около 400– 500 метров дороги и выписано
предписание подрядчику на фрезеровку уже уложенного бетона. Тоже самое и в
Копылове, и Верхнесеченове, где подрядчикам пришлось по-новому укладывать
асфальтобетон", – пояснил специалист.
Климат и шипы – главные враги
Он
уточнил, что по сравнению с прошлыми годами в этом году брака гораздо меньше, а
качество большинства уложенного и использующегося асфальтобетона соответствует
нормативам. При этом отметил, что существуют объективные причины, почему
асфальт на дорогах не служит десятилетиями: с каждым годом растет интенсивность
движения и соответственно кратно возрастает воздействие на дорожное покрытие.
© РИА Томск. Ольга Трепова
В компании "Строительная лаборатория"
"К
примеру, в 1960-1970 годы количество автомобилей было сто тысяч в сутки, те
дороги могли и по 15-20 лет без ремонта простоять. Сейчас ситуация изменилась
радикально, количество автомобилей увеличилось в десятки раз и воздействие
тоже. Сейчас вы, возможно, заметили по городу колейность образовалась на
дорогах, но это не потому что асфальт разрушается", – заметил собеседник.
Он добавил,
что немаловажную роль играют и суровый сибирский климат, и использование
шипованной резины, которая отрицательно воздействует на камень и битум.
Свести брак до нуля
© РИА Томск. Ольга Трепова
В компании "Строительная лаборатория"
Как
отметил в свою очередь начальник областного департамента транспорта, дорожной
деятельности и связи Юрий Баев, подрядчики получают
оплату по контрактам только после прохождения введенной губернатором Сергеем
Жвачкиным девятиуровневой системы контроля производства и приемки работ.
"Губернатор поручил ввести девять уровней контроля: от
строительных материалов, рецептуры производства до приемки. Сегодня эта система
дает свои плоды. С прошлого года у нас единицы объектов, которые необходимо в
небольших объемах переделывать. С этого года на всех стадиях идут процессы
контроля всех регламентов. Я думаю, что мы дойдем
до нуля, когда не будем получать такие отрицательные результаты, которые мы
видели в прошлом году", – пояснил глава департамента.
Он добавил, что своевременно начать ремонт в этом году
помешали холодные и дождливые май и июнь. Тем не менее на сегодняшний день в
регионе отремонтировано 62% дорог от общего запланированного объема. Подрядчики
начали наверстывать первоначальные графики выполнения работ, а к первому
сентября планируется залатать все ямы на дорогах региона.
Как специалисты лаборатории проверяют качество асфальта с томских дорог