ТОМСК, 16 сен – РИА Томск. Биоинформатик Михаил Гельфанд прочел в воскресенье в "Точке кипения. Томск" лекцию "Математика выборов"; отвечая на вопрос корреспондента РИА Томск о честности выборов в Томске, ученый заявил, что в регионе не фиксировалась массовая фальсификация, также он оценил слоган прошедших выборов мэра и назвал процент избирателей, которые могут изменить расклад голосования.
"Ничего ужасного"
Михаил Гельфанд – доктор биологических наук и кандидат физико-математических наук, замдиректора Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ. Известен как один из экспертов, которые начали анализировать результаты выборов с помощью законов математики и статистики. Сооснователь сообщества "Диссернет".
На лекции в "Точке кипения.Томск", организованной Школой нескучного доклада при поддержке фонда "Эволюция", Михаил Гельфанд рассказал о результатах выборов в России с 2011 года (именно с этих пор активисты стали анализировать их с помощью науки) и показал на графиках, как математика "разоблачает" вбросы.
Отвечая на вопрос корреспондента РИА Томск о честности выборов в Томске, ученый сказал: "Ничего выдающегося и ужасного (с точки зрения фальсификаций) в Томске не было", и отметил, что основная масса подтасовок на выборах, по его мнению, приходится на национальные республики.
Держаться за выборы
По просьбе слушателей ученый оценил эффективность протестных форм голосования, таких как бойкот или порча бюллетеней:
"Со статистической точки зрения, чтобы бойкот был заметен, должно не прийти (на выборы) очень большое количество людей. В Москве (на сентябрьских выборах мэра) группа людей пропагандировала порчу бюллетеней. И что в результате? Если в норме количество испорченных бюллетеней – 1,5%, то стало 3%. Все в пределах погрешности".
"Есть еще тактика "проголосовать за кого угодно, кроме...". Если, опять же, смотреть выборы этого года, то в некоторых местах она сработала удивительным образом: в Приморском крае, Владимирской и Иркутской областях, Хакасии во второй тур прошли абсолютные ноунеймы. Это болезненно, но, по-видимому, не очень результативно. "Назло бабушке уши отморожу", называется", – продолжил Гельфанд.
Он согласился, что явка на сентябрьских выборах в Томске была низкой (19%. – Ред.), но в качестве тактики предложил не бойкот или порчу бюллетеней, а более ответственный подход к избирательному праву:
"При явке в 19% если еще 5% (избирателей) придут, они могут перевернуть все. Малая явка хороша только для консолидированного меньшинства. По дороге из аэропорта ("Томск") к городу видел замечательный плакат о том, что Томск – один из семи городов России, где сохранились прямые выборы мэра. За них надо держаться, потому что это все-таки возможность на что-то повлиять".