RIATOMSK.RU
-9°C
13 декабря 2018  |  
4:24
  |  
-9°C
9:40  20 ноября 2018 г.

Ректор ТГУ:главная задача университета – изменить себя,не изменяя себе

Тайлашева Елена Владимировна
© предоставлено пресс-службой Томского госуниверситетаРектор ТГУ:главная задача университета – изменить себя,не изменяя себе

ТОМСК, 20 ноя – РИА Томск, Елена Тайлашева. Книга Эдуарда Галажинского "Слово – ректору", составленная из текстов одноименной рубрики на сайте Томского госуниверситета (ТГУ), вышла в дни празднования 140-летия вуза. Почему ее читатели оценили тему уважения, в чем ТГУ не хочет походить на Сорбонну и как в воспитании трансфессионалов помогает капелла, ректор ТГУ рассказал в интервью РИА Томск.

Успеть "пересобраться"

– В рубрике "Слово – ректору" в течение пяти лет выходили тексты от имени ректора, которые были призваны наладить коммуникацию с сотрудниками и донести до них суть происходящих перемен, – рассказывает Галажинский. – В итоге оказалось, что ко многим текстам люди постоянно возвращались. Особенно к тем, в которых рассказывалось о концептуальных вещах, связанных с изменением модели университета, обсуждением его будущего.

Эти тексты и были собраны в книгу, которая вышла в дни празднования 140-летия ТГУ в сентябре.

© РИА Томск. Елена Тайлашева
Книга Эдуарда Галажинского "Слово – ректору"

– Как поменялись ваши собственные взгляды на университет за эти пять лет?

– Глобализация рушит границы национальной идентичности, то есть то, чему служил классический университет, перестает существовать. Его роль не понятна, и надо переопределяться в этом мире. Когда я начал искать, как другие отвечают на этот вопрос, оказалось, что большинство вообще о такой проблеме не задумывается. Работают да работают…

Надо признать, и мы были в такой же позиции: гордились своим прошлым, хранили традиции и ценности, которые позволили пережить сложные времена – революции, репрессии, перестройки, лихолетье 1990-х. И в начале моего ректорства было ощущение, что мы и это переживем.

Но вскоре стало понятно: нам выпало жить в период нарождающейся новой технологической революции, которая поменяет все – модели экономики, образования, науки. И надо на эти вызовы отвечать, иначе окажешься в позиции догоняющих, как произошло с великими университетами типа Болоньи или Сорбонны, существовавшими сотни лет, но не сумевшими "пересобраться" под новые смыслы и новые задачи. И переставшими быть №1 в мире…

Изменить себя, не изменяя себе

– Для меня как для ректора встал вопрос: для такого великого университета, как Томский императорский, имеющего большие традиции, что мы можем менять, а что – нет? Как хорошо сказала психолог Людмила Анциферова, главный вызов в том, чтобы изменить себя, не изменяя себе.

Но в чем наша уникальность? Ну, императорский. А что такое императорский? Ну, классический. А что такое классический? Ну, это все факультеты. Но и у других вузов, в том числе инженерных, есть все факультеты… Оказалось, что даже носителей университетской культуры эти вопросы ставили в тупик. В деятельности мы все это несем, а вербализовать и операционализировать в норму невозможно.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Томский государственный университет

– А зачем нужно было "вербализовать" ценности?

– В первую очередь – для нас самих. Раньше эти ценности передавались из поколения в поколение в научных школах. Например, ценность уважения: профессор обращался к студенту на Вы, видел в нем личность, человека.

Когда я учился, мы к научному руководителю домой ходили, чай пили. Были, по сути, членами семьи и впитывали университетские ценности через поведение. Университет воспроизводил себе подобных, и эта культура людей, которые служат науке, позволила пережить 1990-е.

А сейчас в силу возрастающих скоростей жизни студентам некогда впитывать это годами, и назрела необходимость обозначить университетские принципы в базовом этическом кодексе.

– Как он составлялся?

– Мы стали не только обсуждать ценности внутри коллектива, но и привлекать внешних экспертов, например, во время проектных сессий со Сколково. В итоге сами начали более точно чувствовать контексты: с этим идем, с этим не идем, это соответствует вызовам, это нет, это наше подлинное, а вот с этим надо расставаться.

Вплоть до такого было, что эксперты говорили: "Ребят, денег нет, вы слишком большие, надо сфокусироваться на двух-трех направлениях и отсечь лишнее. Зачем вам капелла за 20 миллионов в год?"

Мы говорили: "Нет, она 55 лет существует и нужна нам". А в ответ: "Ну, окей, сохраняйте, только тогда денег вам не дадим, раз не умеете на приоритетах сосредотачиваться". Разговор же жесткий – министр за три минуты разговора должен увидеть, что на этот университет можно сделать ставку.

– И как вы, кстати, капеллу отстояли?

– Нам пришлось докопаться до корней, понять, что в миссию университета вшиты не только наука и образование, но и культура. Высокий уровень культуры – это часть конкурентоспособности современного выпускника. Мы отдельно встречались с работодателями, интересовались – чем ценен выпускник Томского госуниверситета? И они говорили, что наши выпускники имеют значительно более высокий культурный уровень, более воспитаны, ответственны.

И когда понимаешь, какое место конкретная ценность имеет в модели профессионала, то можешь разложить, как она внутри университета культивируется. И с полным правом заявить: капелла – это важнейший элемент формирования целевой модели выпускника, который является не профессионалом, а трансфессионалом. То есть человеком, способным жить поверх профессиональных границ, менять профессию и сам меняться с профессией.

Пять приоритетов

– Какие ценности в итоге вы определили базовыми для университета?

– Классичность, фундаментальность и открытость. Классичность как ориентация на человека: университет для человека и про человека. Отсюда индивидуальные траектории в образовании, выбор, ответственность, уважение. Кстати, текст про уважение как составляющую генома университета вызвал огромный резонанс.

Фундаментальность – понятно: это направленность на закономерности более глубокие, нежели ситуативные. Ну и, наконец, открытость: университет должен быть открытым, границы проницаемы, это способ жизни любых саморазвивающихся систем.

Когда мы определили эти три основания, мы смогли выработать политику развития университета – как мы должны "пересобрать" его в условиях сингулярности, когда изменения происходят так быстро, что уже вообще ничего нельзя предсказывать.

– На какие конкретно направления сделали ставку?

© сайт Томского государственного университета
– Мы пересобрали приоритеты вокруг четырех сфер, которые сегодня кардинально меняются: сам человек (отсюда, например, такое направление, как биомедицина), общество (отсюда – человек в цифровую эпоху), физическая среда (новые материалы) и экология (как дисциплина на стыке химии, биологии, психологии, радиофизики). И отдельно идет пятая тема – инновационно-предпринимательская история, которую мы развиваем совместно с Институтом экономики и менеджмента.

Потому что, похоже, особенность новой промышленной революции в том, что если на втором этапе нужны были массовые исследователи, то следующий шаг – университеты должны массово готовить инноваторов. Людей-исследователей, которые имеют хорошее образование, мозги, профессиональное мышление, междисциплинарную подготовку. Но также все это умеют упаковывать в продукты, технологии, инновации и улучшать качество жизни в планетарном масштабе.

То есть мы как университет должны стать фабрикой по производству инноваторов. Пока мы этого не умеем, но нам придется научиться.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством «Томск» (РИА Томск). РИА Томск зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Томской области 20 марта 2014 г.
Свидетельство о регистрации ИА № ТУ70-00327. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке