ТОМСК, 22 фев – РИА Томск. Агрохолдинг
"Томский" реализовал очередной этап крупного инвестпроекта – на базе "Мраморной
фермы" в феврале открылся цех переработки мяса производительностью 640
тонн в год. Тонкостями производства элитной говядины и планами по развитию
предприятия с РИА Томск поделилась исполнительный директор агрохолдинга Елена
Аничкина.
В январе 2017 года российско-китайский агрохолдинг "Томский"
выкупил у обанкротившейся компании "Агрохолдинг "Сибирь" мясную
ферму на 700 голов КРС, расположенную в Первомайском районе. Буквально за год
здесь появились 15 новых специализированных помещений, в том числе ветеринарный
пункт, были закуплены герефорды.
В декабре 2017 года ферма официально открылась. Однако попробовать стейки
из томской говядины премиум-класса можно было только в некоторых ресторанах
Томска и Новосибирска. В рознице продукция появилась только в конце 2018 года –
на томском областном рынке открылся фирменный отдел "Мраморной
фермы".
– Елена Михайловна, почему ставка была сделана именно на производство
мраморной говядины?
© предоставлено агрохолдингом "Томский"
Исполнительный директор агрохолдинга "Томский" Елена Аничкина
– Все просто – те, кто стоят за созданием фермы, очень любят хорошее мясо.
Но найти достойную говядину в Томске – это всегда было для нас проблемой. И в
2016 году, когда только задумали заниматься производством, исходили именно из
того, что в Томской области нет обеспеченности говядиной. У нас только порядка
45% говядины местного производства, все остальное – привозное мясо.
При этом говядина, которой обеспечены мы, – это в основном выбраковка коров
с молочных ферм. Но молочные коровы – это совсем другое направление с точки
зрения породы, генетики. Там весь акцент идет на то, чтобы корма
преобразовывались в молоко, а не в мясо.
И вот эта корова через несколько лет доения забивается как брак, и такое
мясо попадает на прилавки. Говядины специализированных мясных пород, которую
употребляет в пищу весь мир, у нас на прилавках практически нет. Если брать
мировую тенденцию – гигантов Аргентину, Бразилию, Канаду или Америку – они
занимаются мясным скотоводством, и поэтому едят принципиально другое мясо.
Культура потребления стейков у них на высоком уровне. Мы хотели, чтобы у
нас в области это развивалось, и начали заниматься этим направлением. Понимали,
что для производства элитной говядины нам нужно быть эффективными, то есть
экономическая целесообразность стояла во главе угла.
© РИА Томск. Наталья Брусницына
Герефорды на Березовской ферме
Мы смотрели на соседние фермы, которые существуют на уровне безубыточности,
и понимали, что так дело не пойдет. В основе эффективности в нашем случае лежит
генетика. И потому в первую очередь мы начали с обновления
генетики. Мы искусственно осеменили существующее стадо герефордов
семенем канадской селекции.
В Канаде совершенно другие качественные показатели именно у мясных бычков.
Плюс поездили еще по России, выбрали хозяйство "Калининское" в
Челябинской области и привезли оттуда скот. И в четвертом квартале 2017 года
появились на свет наши первые элитные бычки.
– А дальше самый важный этап – откорм? Здесь тоже использовали передовые
технологии и мировой опыт?
– Основа мраморного производства – это генетика и соответствующее
кормление. Ведь герефорда можно кормить так, что никакой мраморности не
получится.
Есть три фазы откорма: с рождения до восьми месяцев животные находятся на
материнском молоке, потом они выходят на пастбище и к молоку добавляется свежая
трава. Осенью их переводят на стойловое содержание на травяной откорм.
Последние три-четыре месяца жизни животные на усиленном зерновом откорме. Это и
есть те интенсивные прибавки веса, когда образуется межмускульный жир и
получается "мраморный" рисунок.
Мы, когда дело дошло до выбора кормовой базы, пошли по инновационному пути,
не как все.
Изучили мировые технологии кормления, построили собственный комбикормовый
цех и разработали оптимальный рацион. Он позволяет бычкам за короткий
промежуток времени – 18 месяцев – достичь убойного веса в 500 килограммов. При
таких данных производство рентабельно. А другие хозяйства два-три года тратят,
чтобы животное достигло нужного веса.
© РИА Томск. Наталья Брусницына
Березовская ферма
Благодаря высококвалифицированным сотрудникам и современному оборудованию
мы в реальном времени отслеживаем реакцию бычков на корма. Добавляем
какой-нибудь элемент и смотрим, как реагирует животное. Главная задача – добиться
максимальной энергии в килограмме съеденного корма. Это очень тонкая работа. Мы
делаем анализы и раскладываем на молекулярном биохимическом уровне весь этот
процесс.
– Первыми "томский мрамор" оценили рестораторы. Какие оценки от
них прозвучали, и насколько сегодня распространена томская говядина в общепите?
– Первый забой мы сделали в апреле прошлого года. Мы не выдержали
необходимые 90 дней, это был 50-дневный зерновой откорм. Тем не менее
мраморность уже было видно. Если исходить из трех степеней мраморности – селект,
чойс и прайм – то это было между селект и чойс. Сейчас то мясо, которое идет в
реализацию, соответствует более высокой степени – чойс или прайм.
На дегустации мы, конечно, слышали хорошие отзывы наших рестораторов.
Многие говорили, что сейчас мраморное мясо в ресторанах в основном от известных
федеральных производителей. При этом гиганты из-за масштабов с каждым годом
теряют качество и эксклюзивность продукции. И найти поставщиков достойной
мраморной говядины сложно.
© предоставлено агрохолдингом "Томский"
Продукция "Мраморной фермы"
Мы постепенно знакомили представителей общепита с нашим мясом, и на
сегодняшний день во многих томских заведениях, а также некоторых новосибирских
ресторанах, его можно попробовать. Мест, где наша говядина есть в меню,
становится больше, а это значит, что продукция пришлась по душе и шеф-поварам и
посетителям.
– В феврале на "Мраморной ферме" открылся цех обвалки.
Это значит, что теперь мясо можно будет купить в магазине?
– Да, буквально 11 февраля состоялась презентация цеха переработки мяса. Мы
вступили в новый этап развития, следующий в логической цепочке от "фермы
до прилавка". Производительность цеха обвалки составит 640 тонн
мелкокускового мяса говядины в год, в том числе 130 тонн стейковой продукции,
310 тонн мясных полуфабрикатов и 200 тонн снековой продукции.
Пока нашу продукцию можно приобрести только на областном рынке в Томске.
Там мы оборудовали точку продажи в виде мясного бутика. Здесь в вакуумной
упаковке представлена премиальная и альтернативная линейки стейков, а также
мясо для тушения. В планах постепенно выходить на ретейл. Что касаемо цены, то
она ниже существующих на рынке аналогов.
– Ценители премиальной говядины говорят, что мало купить хорошее мясо, его
нужно еще и правильно приготовить. У вас есть планы относительно просвещения
томичей в вопросе культуры приготовления вашей продукции?
– Это еще одна из наших задач – донести до людей культуру приготовления
этого мяса. Мы хотим продавать не просто мясо, а готовый вкусный ужин или
барбекю. Постепенно вводим в продажу сопутствующие товары для приготовления
стейков – это и сковородки, и специальные специи. Продавец может подсказать,
какой отруб для чего лучше подходит и как его готовить.
В своих социальных сетях мы тоже рассказываем секреты приготовления этого
мяса. Мы не используем чьи-то рецепты, а делимся лайфхаками, которые появились
в ходе собственных проб и ошибок. Главное, не бойтесь, следуйте советам, и все
у вас получится.
© РИА Томск. Наталья Брусницына
.