ТОМСК, 2 мар – РИА Томск, Елена Нечаева. Оставшиеся в томском Дворце зрелищ и спорта предприниматели не намерены сдаваться крупному ретейлу, а надеются на приток новых покупателей после перезапуска здания в спортивном формате. Один из них – выпускник двух вузов, никогда не работавший по специальности, – рассказал РИА Томск историю элитной томской "толкучки" от начала 1990-х годов по сию пору.
Ранее сообщалось, что торговых рядов на арене томского Дворца зрелищ и спорта из-за недостатка покупателей и требований противопожарной безопасности больше не будет. Предприниматели переехали в павильоны, расположенные боковых частях здания. Освобожденные площади планируется использовать только для спортивных мероприятий и концертов.
Бизнес сошел с арены
Пустая арена томского Дворца ждет зрелищ и спорта, а продавцы, работающие в боковых помещения здания, – своих покупателей. Но и в коридорах в основном безлюдно. Предпринимателю Стасу Бородину повезло – он перевез товар и оборудование в павильон у входа. С одной стороны спортивная обувь, с другой – футболки с яркими принтами.
Сам бизнесмен словно сошел с фотографии 1990-х. Если приглядеться, можно заметить торчащий из-под прилавка угол видавшей виды клетчатой сумки. На вопрос "Сохранилось ли у вас еще что-то со времен челноков?" Стас выносит из подсобки складную тележку. Поясняет, что именно на таких челноки в те годы грузили баулы с товарами.
С университетской скамьи
Место на арене томского Дворца спорта Бородин занял в августе 1993-го – именно тогда открыли дворцовую крытую ярмарку. Там Стас провел половину своей жизни, больше четверти века. Он вспоминает, что торговать начал сразу после окончания Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР, современный ТУСУР), где отучился на радиотехника.
"После окончания вуза распределение у меня было в Подмосковье, в город Протва, в Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт. Но тогда зарплату вообще нигде не платили. Чтобы жить, нужно было зарабатывать деньги. По специальности я так и не отработал ни одного дня", – рассказывает Бородин.
По словам предпринимателя, в первой половине 1990-х во Дворце торговали больше тысячи человек. Они занимали всю арену и коридоры здания. И еще около 300 торговцев ждали своей очереди на получение торгового места.
"Жирные" девяностые
"Девяностые годы – это "жирные" годы! Арендная плата по сравнению с доходами была ничтожной. Ее можно было "отбить" за один, максимум два дня! Не было тогда других магазинов и торговых центров. Поэтому продавалось все! Это была элитная торговая площадка. Товар сюда везли со всего мира".
Бородин вспоминает, во Дворце можно было купить товары из Польши, Турции и Китая. В Поднебесную предприниматели отправлялись целыми арендованными вагонами. Одни ездили поодиночке, другие пользовались шоп-турами. Через границу в начале 1990-х разрешалось вытащить на себе два баула. После ужесточения таможенных правил российские челноки стали пользоваться услугами фирм – перевозчиков товаров.
"В 90-е годы вся Россия что-то грузила, таскала и на себе везла. Именно благодаря челнокам тогда одели всю страну. Я бы и сейчас хотел называть себя челноком, но это время прошло. С ностальгией вспоминаю 90-е годы. Мы зарабатывали очень хорошие деньги. Сейчас не получаем даже 10% того, что было тогда", – говорит Бородин.
Кризис за кризисом
До 1998 года Стас возил из Китая и продавал в Томске товары из кожи, в основном куртки. Экономический кризис заставил поменять ассортимент, и на прилавке Бородина появилась "брендовая" кожаная обувь.
По его словам, самый страшный кризис за все 25 лет работы случился в 2014-м. Тогда он задумался о смене работы. Но 45-летнего мужчину с двумя высшими образованиями (после ТИАСУРа Бородин окончил Томский госуниверситет по специальности "Переводчик с китайского языка") не брали даже грузчиком. Отказ объясняли просто: "Всю жизнь предприниматель, значит, неуправляемый, подчиненным быть не сможет".
"Доллар тогда вырос в два раза, цены выросли в два раза, а зарплата у людей осталась такая же. Хорошую кожаную обувь перестали покупать. Тогда я перешел на кеды и спортивную обувь. И понял, что это мое! Надо было всю жизнь этим заниматься".
Дефолт на пользу: как томская "пищевка" за 20 лет вытеснила импорт >>>
Перемены к лучшему?
Бородин признается, что в последние годы торговать все сложнее: крупные ретейлеры вытесняют с рынка мелких торговцев. Большое разнообразие товаров предложил сетевой бизнес, более требовательными стали и покупатели.
Но уходу с арены в павильон Стас даже рад. Во-первых, сам давно задумывался о смене места, во-вторых, появление во Дворце спортивных кортов может сыграть на руку торговцу кедами и прочей обувью для активного отдыха.
"Благодаря челнокам и администрации Дворца, мы сохранили эту площадку для томского спорта и крупных мероприятий, потому что на те деньги, которые мы платили за аренду, здесь сделали ремонт. Дворец поддерживался в порядке, и сейчас его состояние лучше, чем было в 90-е. Можно сказать, что в этом есть и небольшой мой вклад!"
Стас уверен, с переездом торговых рядов с арены дворца уходит эпоха челночества. Но по большому счету, предприниматели, которых в последнее время оставалось всего 18, ничего не потеряли. Они продолжат работать в тех же стенах.
"Я патриот Дворца, и надеюсь, что торговлю никогда не брошу – буду стоять здесь до конца. Стас и Дворец спорта – это неразделимо", – подытожил Бородин.