ТОМСК, 1 сен – РИА Томск. Семейное образование становится все более
популярным среди томичей. Например, прошлый учебный год вне школы в Томске учились
254 ребенка, а это на 111 человек больше, чем годом ранее. Частный опыт одной
семьи, в которой мама и папа заменяют школьных учителей, – в обзоре РИА Томск.
Семейное образование, или homeschooling, как его называют на английский
манер современные родители, предусматривает изучение общеобразовательной
программы вне школы. Уроки могут проводить родители ребенка, родственники или
приглашенные специалисты – они выбирают учебные материалы и график обучения.
При этом ученик числится в одной из школ, работающих с данным видом
образования.
Переход на семейную форму возможен в любой момент обучения, в том числе в
середине учебного года. Экзамены – итоговые и промежуточные – ученик сдает в
online или offline форматах. После успешного освоения всей школьной программы
он получает обычный аттестат.
"А дочка в школу не пойдет"
Артур Шугуров – достаточно известная персона в Томске: социальный
предприниматель, основавший для обычных семей и воспитанников детских домов
мультстудию "На облачке", руководитель киномастерской "Шар",
спортсмен и адепт экстремального закаливания (это он ездит на велосипеде по
Томску в футболке и шортах даже в 30-градусные морозы), художник с дипломом
Института искусств Томского госуниверситета.
Жена Артура – Татьяна – также выпускница Томского госуниверситета,
профессиональный журналист, изучает психологию и нутрициологию.
© предоставил Артур Шугуров
Семья Шугуровых
Но во дворе их дома Шугуровых знают в первую очередь как родителей трех
девочек – Рады (8 лет), Зары (4 года) и Марики (2 года). На детской площадке
соседи всегда интересуются делами этой семьи, в том числе потому, что супруги
организовали семейное обучение для старшей дочери. Сегодня, 1 сентября, для
Рады официально начался второй учебный год.
Татьяна: "К идее семейного образования мы шли долго. Помню, что это был
своеобразный шок – оказывается, можно учиться дома! У нас был перед глазами
опыт нескольких семей в обучении детей вне школы, но, по моему мнению, это была
имитация школы: подъем в 06.30, уроки, традиционное домашнее задание.
Я наблюдала: классно, что ребенок дома (а в то время у меня были сильные
страхи, как отпустить Раду в новую среду и доверить ее чужим людям), но игра в
имитацию мне не нравилась.
Мы начали искать школу, которая сможет реализовать наши желания – более
свободное неклассическое обучение. Выбрали. Артур сходил, посмотрел. Вернулся,
и с порога: "А Рада в школу не пойдет".
Артур: "Я педагог по образованию, и много лет работаю с детьми. В выбранной
школе я не увидел никакого особого преимущества, кроме того, что там чуть более
открытая обстановка. Но по сути это тот же режим, в котором дети получают
больше негативного опыта, нежели навыков, позволяющих выбиться в лидеры
Мы обсудили с Таней семейное образование и решили, что да, это наш вариант.
Противники такой формы говорят о социализации, мол, ребенок не научится
общаться. Для меня общение заключается в следующем: человек – здоровая личность, которая приходя в любое
общество, может принять правила этого общества и при
этом остаться цельной личностью, не прогнуться, а именно организовать здоровое
взаимодействие".
Татьяна: "Мы осознанно выбираем работу, кружки, спортзал, подбираем для себя
людей, близких по духу и интересам. Вот это больше похоже на социализацию, чем
общение в школе, когда в комнату заводят 30 человек, им не всегда друг с другом
интересно, но они должны как-то выживать на протяжении 11 лет.
© предоставил Артур Шугуров
Семья Шугуровых
Для кого-то это хорошо, но мне хотелось бы больше свободы для своих детей.
При этом я человек, который хорошо учился, был лидером в классе, участвовал в
олимпиадах. Но в итоге у меня был набор знаний, но я не знала, кем хочу стать,
и что мне нравится. Поэтому для меня очевидно – гораздо важнее навыки общения и
самопознания, чем пребывание в классической школе.
Социализацию Рада получает во дворе, на танцах, в бассейне, на английском. "Где
хочу, там и общаюсь". Нет такого, что должен быть коллектив с какой-то
особенной связью".
Учебный год за 6 месяцев
Артур: "В преддверии 1 сентября мы написали необходимое заявление в
городской департамент образования. Нам дали на выбор несколько школ – мы
остановились на школе из Санкт-Петербурга. В этом году Питер подорожал (было 26
тысяч рублей за год, стало 28 тысяч), поэтому мы выбрали школу в Кемерове.
Экзамены все в формате online, учебных четвертей нет. Есть предметы и
график, по которому нужно идти. По нему учебный год ребенок "закрывает"
в марте".
Татьяна: "1 сентября 2018 года вместо традиционной линейки в школе мы устроили
Раде семейный праздник, и после этого начался наш учебный год. В первое время
уроки вели по очереди с Артуром, но потом решили, что это должен делать один –
так удобнее следить за прогрессом занятий. Так я стала учителем.
Я использовала все, чтобы изучить разнообразие форм и методов семейного
образования, в ход шли ролики в интернете, книги, встречи с практикующими
семьями. Я увидела, что, оказывается, можно организовать обучение в более-менее
свободном формате: ребенок может высыпаться, не нужно устраивать какой-то
особый режим, урок может длиться столько, сколько ты хочешь".
Артур: "Плюс семейного образования именно в возможности выбора: хочешь –
классический подход, хочешь – Монтессори. Задача родителя – сделать так, чтобы
ребенок освоил тему, а в каком виде будет информация и в каком режиме – зависит
только от желания семьи".
Татьяна: "Поначалу у меня было сильное волнение, что мы ничего не успеем. Потом
я увидела, что идем с опережением. Например, "Окружающий мир" надо
было сдавать к концу октября, а мы к концу сентября уже прошли всю программу.
Промежуточный экзамен по математике был назначен на конец декабря, а мы уже
были готовы в октябре".
В 2019/2020-м в программу добавляется английский язык, и год будет длиться
до середины апреля.
У нас классическая программа, все те же предметы, что и в обычной школе,
даже физкультура есть. Мы ее сдаем в виде презентаций – Рада сама выбирает
тему, которая ей интересна. В прошлый раз это был воркаут (workout – уличная
гимнастика): она занималась, мы фотографировали, потом вместе искали информацию
в сети, делали слайды.
Семьи с опытом рекомендуют приглашать репетиторов в средних и старших
классах, например, по химии и физике. Причем они говорят, что если в школе на
эти предметы отведена одна тысяча часов, то дети на семейном образовании
справляются за 200. Поживем – увидим. Может, и мы пойдем таким путем".
Школа без стресса
Татьяна: "Смысл любого образования лично для меня – научить учиться,
осознавать свои желания, ставить перед собой цели, понимать, что нужно для
достижения цели и знать, где найти ресурсы. Мы живем в мире, где мало просто
иметь диплом, ты должен учиться всю жизнь. Более того, иногда твой путь
меняется кардинально, и твое мышление должно быть гибким, чтобы ты мог
повернуть и пойти туда, куда тебе нужно.
Семейное образование, на мой взгляд, как раз соответствует этой задаче.
Иногда Рада рассказывает мне, что ребята во дворе плохо отзываются о школе
– как о повинности, своеобразной тюрьме. Многие мамы жалуются, что с началом
учебного года их семьи переходят в какой-то экстремальный режим жизни – "домашка",
нервы, валерьянка, бессонные ночи.
А нам это вообще не знакомо. Мы не разделяем – жизнь в школьном режиме и
жизнь на каникулах. Я считаю, что получение образования – ежедневный процесс, и
у нас он проходит с удовольствием".