ТОМСК, 24 сен – РИА Томск. Стационарные терминалы безналичной
оплаты проезда появились во всех трамваях и троллейбусах Томска. Отныне пассажиры
могут рассчитаться за проезд, не обращаясь к кондуктору и не получая бумажный
билет. Помимо удобства для пассажиров, новая система сделала прозрачным пассажиропоток в транспорте ТТУ, а в перспективе
"выведет на свет" и маршрутки. Подробности – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что система
безналичных платежей в трамваях и троллейбусах в Томске заработала с 1 августа
2019 года. Контрольно-кассовые машины (ККМ) появились у кондукторов еще 3 июля.
Оборудование для кондукторов и стационарные терминалы ТТУ поставила
красноярская компания "Сенсорные технологии", программное обеспечение
– компания "Айком", также из Красноярска.
"В конце лета у пассажиров томского электротранспорта
появилась возможность оплачивать проезд безналичным способом. Мы обещали это
сделать – и сдержали свое слово. Теперь в трамваях и троллейбусах есть и
стационарные терминалы, которые позволяют оплатить проезд без участия
кондуктора. С сентября мы начали учет льготников, пользующихся услугами
муниципального транспорта", – рассказал агентству мэр Томска Иван Кляйн.
Легальный безбилетник
Возможность рассчитаться за проезд банковской картой появилась у томичей
относительно недавно. С 1 августа все кондукторы ТТУ получили переносные
платежные терминалы, позволяющие оплатить проезд не только наличными, но и
банковской картой или с помощью мобильного устройства. В середине сентября в
трамваях и троллейбусах появились стационарные терминалы, закрепленные на
поручнях.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Замдиректора Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Ольга Свахина
"Мы в этом году закупили 130 переносных терминалов, которые
находятся у кондуктора и совмещают в себе функции безналичного терминала и
онлайн кассы, которая передает данные обо всех платежах в налоговую инспекцию
(такие есть и у контролеров), а также 120 стационарных терминалов для
бесконтактной оплаты проезда банковскими картами", – рассказала
замдиректора Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Ольга Свахина.
По ее словам, бесконтактные терминалы не заменят кондуктора,
поскольку федеральное законодательство обязывает ТТУ принимать наряду с безналичным и наличный
расчет (в настоящее время доля наличных расчетов в
электротранспорте составляет 80%). "Безналичный расчет через стационарный
терминал – это дополнительная услуга для удобства пассажиров", – подчеркивает
Ольга Анатольевна.
Для того чтобы оплатить проезд через стационарный терминал,
достаточно приложить к нему банковскую карту или смартфон (при оплате с помощью
телефонных модулей оплаты). Особенность стационарных терминалов в том, что они не выдают бумажного билета или чека – все платежи проводятся в электронной
форме. В качестве подтверждения оплаты – СМС от банка. Если же у пассажира эта
услуга отключена, можно получить билет у кондуктора.
"Если у гражданина отключен интернет-банкинг, то он может
получить билет у кондуктора, даже если самостоятельно оплатил проезд с помощью
терминала. Кондуктор в своем мобильном терминале видит транзакцию через
стационарный терминал и выдает пассажиру билет по номеру банковской
карты", – пояснил разработчик системы, технический директор компании
"Айком" Дмитрий Вилков.
Впрочем, получать бумажный билет у кондуктора вовсе не
обязательно. Как пояснили разработчики системы, контролеры также имеют на руках
переносные терминалы. Подтвердить факт оплаты проезда контролеру можно, показав
банковскую карту или назвав четыре последних цифры номера – переносной терминал
по этим цифрам выдаст данные об оплате проезда.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Кондуктор с терминалом безналичной оплаты проезда
В случае сбоев в работе терминалов или если поездка по какой-то
причине не состоялась, например, трамвай остановился на линии и не имеет
возможности продолжить движение, томичи имеют право вернуть деньги.
Для этого необходимо обратиться с заявлением в "Трамвайно-троллейбусное
управление". После регистрации оно будет рассмотрено в течение 10 дней.
В настоящее время терминалами оплаты – как переносными, так и стационарными – оборудованы
все без исключения трамваи и троллейбусы Томска. На эти цели ТТУ направило
около 9 миллионов рублей.
Статистическая значимость
Помимо удобства для пассажиров, подкованных в части безналичных
расчетов, система электронных платежей в транспорте решает целый ряд
долгосрочных проблем. В частности, она позволяет полностью контролировать
пассажиропоток.
"Поскольку новые ККТ и терминалы фиксируют не только факт
оплаты, но и время, и место ее совершения, мы получаем в руки уникальный
инструмент для анализа пассажиропотока. Мы можем высчитать не только самые
напряженные часы и маршруты, но и понять, какие остановки наиболее
востребованы. Это позволяет планировать работу всего предприятия", – подчеркнула
Свахина.
В программе, которую разработчики предоставили ТТУ, можно
увидеть любой факт оплаты проезда в любом трамвае и троллейбусе в режиме
онлайн. Эти же данные система автоматически направляет в налоговую инспекцию. В
итоге перевозка пассажиров в электротранспорте стала полностью прозрачной.
Преодолимые сложности
Система безналичных расчетов в транспорте только обкатывается. Поэтому разработчики
время от времени сталкиваются с проблемами, для решения которых приходится
дорабатывать программный продукт или даже модернизировать "железо". К
примеру, первый стационарный терминал, установленный в трамвае весной 2019
года, спустя несколько дней замерз и перестал работать.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Технический директор компании "Айком" Дмитрий Вилков
"Мы изучили эту проблему и нашли решение. В стационарных терминалах теперь
установлена система терморегулирования: после включения устройства теплонагревательный
элемент, расположенный внутри, согревает электронику, и терминал работает
независимо от температуры в трамвае или троллейбусе. Терминалы и в Томске, и в
Красноярске могут работать и в минус 30, и в минус 40", – подчеркивает
Вилков.
Другая проблема, выявленная в процессе эксплуатации терминалов,
– перепады напряжения в старых томских трамваях. Из-за скачков напряжения устройства
начинают произвольно перегружаться и в итоге просто отключаются. В настоящее
время разработчики решают, как защитить приборы от перепадов напряжения.
Еще одна проблема с разработками компании "Айком" не связана.
Банковские карты платежной системы "Мир", на которые были переведены
бюджетники и пенсионеры по всей России, часто не срабатывают на платежных
терминалах (как, собственно, и на кассах магазинов).
"Есть некоторые сложности с картами "Мир". Они выпускаются в
партнерстве с другими платежными системами, и некоторые их них пока не проводят
платежи через наши терминалы. Но это временное явление, в ближайшее время
онлайн-терминалы станут принимать и карты "Мир", – подчеркивает
Вилков.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Безналичный расчет в электротранспорте
Безнал придет в маршрутки
Система безналичных платежей в электротранспорте – только первый шаг,
подчеркивают идеологи "цифровой модернизации" сферы
пассажироперевозок. В скором времени система придет и в самый массовый сектор –
в маршрутные автобусы.
"Перевозчики обязаны установить в автобусах оборудование для безналичного
расчета и автоматического подсчета пассажиров. Это позволит проанализировать
пассажиропоток и сделать перевозки финансово прозрачным бизнесом",
– подчеркивает Иван Кляйн.
Переносные и стационарные терминалы для оплаты проезда появятся в маршрутных
автобусах с 1 января 2020 года, подчеркивают в мэрии. Их появление – одно из
условий, которое власти ставят перевозчикам при заключении с ними контрактов
(до конца декабря контракты будут перезаключены со всеми городскими
перевозчиками).
"54-й федеральный закон обязывает перевозчиков установить систему приема
безналичной оплаты проезда с фиксацией всех поездок в налоговой инспекции. Насколько
я знаю, в контрактах, которые мэрия сейчас заключает с перевозчиками, это
требование есть", – рассказала Свахина.
Кроме запуска электронной системы оплаты проезда от перевозчиков также
потребуют обеспечить каждый маршрут низкопольными автобусами для удобства
пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. По данным мэрии, с нового
года по городу будут курсировать не менее 100 низкопольных автобусов (всего на
маршруты выходят 400 автобусов).
Кроме того, разработчики предлагают в 2020 году запустить в Томске специальное мобильное приложение, которое позволит не только контролировать передвижение автобусов по маршрутам через ГЛОНАСС (удобно при планировании поездки), но и производить оплату за проезд в один клик.
Аналогичная система от компании "Айком" успешно
работает в маршрутном транспорте Красноярска. Произвести оплату пассажир может,
просто наведя камеру мобильного телефона на QR-коды, размещенные на окнах
автобуса (в случае, если к телефону "привязана" банковская карта). По
данным РИА Томск, компания уже подготовила аналогичную программу для Томска и
готова участвовать в конкурсе, когда мэрия его объявит.