ТОМСК, 23 окт – РИА Томск. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин в среду обратился к Совету Федерации (СФ) РФ за поддержкой в установлении экспериментального правового режима использования беспилотных летательных аппаратов для продолжения реализации проекта "Тайга". На какой стадии он находится в настоящее время и какие послабления в законодательстве нужны – в обзоре РИА Томск.

Ранее сообщалось, что с 2018 года в Томской области реализуется федеральный проект "Тайга", который предполагает создание в регионе опытного района доставки грузов и выполнение других задач с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Совместно с властями области его реализуют Фонд перспективных исследований (ФПИ) и Военно-промышленная комиссия РФ. Дорожная карта проекта включает несколько этапов до 2023 года.

Открыть небо

Также сообщалось, что эксперты насчитали более 130 задач, которые на территории области могут помочь решить беспилотники. В частности, у предприятий и госструктур есть потребность в доставке легких грузов, различных видах мониторинга и съемки. Ожидалось, что данный сектор услуг к 2020 году покажет взрывной рост оборота (более 2 миллиардов рублей) при условии устранения административных барьеров.

В среду, 23 октября, в Москве на пленарном заседании СФ губернатор Томской области рассказал о реализации проекта "Тайга". По словам Жвачкина, за год его участники существенно продвинулись по части отработки технологий использования БПЛА, но пока не могут приступить к их внедрению.

"В рамках проекта "Тайга" тестируем беспилотные авиасистемы. Научились преодолевать ветер, дождь и туман. Но нормативные барьеры по использованию воздушного пространства пока преодолеть не можем. Для сферы беспилотных технологий очень важно принятие федерального закона об экспериментальных правовых режимах. И я прошу у Совета Федерации поддержки в этом направлении", – сказал Жвачкин сенаторам.

Как сообщалось ранее, в сентябре 2019 года правила использования БПЛА в России ужесточились. Собственникам, не поставившим воздушное судно на учет в Росавиации, грозят штрафы или лишение прав на управление. Кроме того, на каждый полет по-прежнему требуется получать разрешение. По прогнозу, жесткий режим ведет к сокращению на мировом рынке доли РФ в сфере использования дронов со 163 миллионов долларов в 2017 году до 40 миллионов – в 2019-м.

Бизнесу нужна скорость

Как пояснил РИА Томск гендиректор российской Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиционных систем "Аэронет", которая также участвует в проекте "Тайга", Глеб Бабинцев, в настоящее время пройдены два этапа его реализации: изучение конкретных потребностей в услугах БПЛА и разработка требований для информационной и наземной инфраструктуры опытного района.

Исследования показали, что даже в опытном районе потребности в БПЛА в настоящее время не совпадают с практикой полетов. На получение разрешений и согласование полетов могут уходить недели – бизнесу такие скорости не интересны, уверяет эксперт.

"Необходимо, чтобы данные, которые получает компания, мгновенно попадали в оборот, чтобы можно было анализировать, что происходит в лесу, на поле, а не через месяц. Необходимо, чтобы беспилотник летал безопасно одновременно с пилотируемыми машинами, которые летают на малой высоте. Необходимо, чтобы летало одновременно два-три беспилотных воздушных судна, а не одно", – говорит Бабинцев.

Он добавил, что в 2020 году должен начаться третий этап реализации проекта "Тайга", который уже связан с практикой. В одном из районов Томской области предстоит создать первый базовый эксплуатационный центр в соответствии с максимальной востребованностью услуг с применением дронов.

"С какой точки начнется внедрение, решит администрация региона. Но я бы начинал с точки, которая наиболее сложна, где нет инфраструктуры – связи, энергии, где труднодоступная местность. Более половины территории Томской области – болота, именно там нужно начинать доставку грузов, поиск людей, мониторинг лесной обстановки с помощью беспилотников", – считает эксперт.

Появился оператор

Как ранее сообщила пресс-служба ФПИ, в октябре и ноябре 2019 года в Томске запланирован ряд совещаний и рабочих встреч с участием организаций – потенциальных заказчиков функциональных сервисов, готовых использовать или уже использующих БПЛА в своей деятельности. Речь пойдет о работе в условиях опытного района и системе управления беспилотниками.

"В Томской области создается региональный оператор по управлению опытным районом. Организация воздушного движения будет выполняться совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", – говорится в сообщении.

Уточняется, что для удобства эксплуатации БПЛА Томская область разделена на шесть географических зон, в центрах которых создаются базовые эксплуатационные центры, как с учетом существующей инфраструктуры для авиации общего назначения, так и новых объектов, на которых будут размещены дополнительные инфраструктурные элементы для навигации, мониторинга, заправки, хранения и техобслуживания БАС.

"В будущем в структуру регионального оператора будут входить шесть территориальных подразделений, отвечающих за бесперебойную работу этих базовых центров", – добавляет пресс-служба ФПИ.