ТОМСК, 23 окт – РИА Томск. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин в
среду обратился к Совету Федерации (СФ) РФ за поддержкой в установлении
экспериментального правового режима использования беспилотных летательных
аппаратов для продолжения реализации проекта "Тайга". На какой стадии
он находится в настоящее время и какие послабления в законодательстве нужны – в
обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что с 2018 года в Томской области
реализуется федеральный проект "Тайга", который предполагает
создание в регионе опытного района доставки грузов и выполнение других задач с
использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Совместно с
властями области его реализуют Фонд перспективных исследований (ФПИ) и
Военно-промышленная комиссия РФ. Дорожная карта проекта включает несколько
этапов до 2023 года.
Открыть небо
Также сообщалось, что эксперты насчитали более 130 задач, которые на
территории области могут помочь решить беспилотники. В частности, у предприятий
и госструктур есть потребность в доставке легких грузов, различных видах
мониторинга и съемки. Ожидалось, что данный сектор услуг к 2020 году покажет
взрывной рост оборота (более 2 миллиардов рублей) при условии устранения
административных барьеров.
В среду, 23 октября, в Москве на пленарном заседании СФ губернатор Томской
области рассказал о реализации проекта "Тайга". По словам Жвачкина,
за год его участники существенно продвинулись по части отработки технологий использования
БПЛА, но пока не могут приступить к их внедрению.
© с сайта администрации Томской области
Сергей Жвачкин выступает на заседании Совета Федерации
"В рамках проекта "Тайга" тестируем беспилотные авиасистемы.
Научились преодолевать ветер, дождь и туман. Но нормативные барьеры по
использованию воздушного пространства пока преодолеть не можем. Для сферы
беспилотных технологий очень важно принятие федерального закона об
экспериментальных правовых режимах. И я прошу у Совета Федерации поддержки в
этом направлении", – сказал Жвачкин сенаторам.
Как сообщалось ранее, в сентябре 2019 года правила использования БПЛА в России ужесточились. Собственникам, не поставившим воздушное судно на учет в
Росавиации, грозят штрафы или лишение прав на управление. Кроме того, на каждый
полет по-прежнему требуется получать разрешение. По прогнозу, жесткий режим
ведет к сокращению на мировом рынке доли РФ в сфере использования дронов со 163
миллионов долларов в 2017 году до 40 миллионов – в 2019-м.
© РИА Томск. Яна Резниченко
Беспилотники
Бизнесу нужна скорость
© предоставлено NTR Lab
Как пояснил РИА Томск гендиректор российской Ассоциации эксплуатантов и
разработчиков беспилотных авиционных систем "Аэронет", которая также
участвует в проекте "Тайга", Глеб Бабинцев, в настоящее время
пройдены два этапа его реализации: изучение конкретных потребностей в услугах
БПЛА и разработка требований для информационной и наземной инфраструктуры
опытного района.
Исследования показали, что даже в опытном районе потребности в БПЛА в
настоящее время не совпадают с практикой полетов. На получение разрешений и
согласование полетов могут уходить недели – бизнесу такие скорости не интересны,
уверяет эксперт.
"Необходимо, чтобы данные, которые получает компания, мгновенно
попадали в оборот, чтобы можно было анализировать, что происходит в лесу, на
поле, а не через месяц. Необходимо, чтобы беспилотник летал безопасно
одновременно с пилотируемыми машинами, которые летают на малой высоте. Необходимо,
чтобы летало одновременно два-три беспилотных воздушных судна, а не одно",
– говорит Бабинцев.
Он добавил, что в 2020 году должен начаться третий этап реализации проекта
"Тайга", который уже связан с практикой. В одном из районов Томской
области предстоит создать первый базовый эксплуатационный центр в соответствии
с максимальной востребованностью услуг с применением дронов.
© РИА Томск. Александра Астафьева
"С какой точки начнется внедрение, решит администрация региона. Но я
бы начинал с точки, которая наиболее сложна, где нет инфраструктуры – связи,
энергии, где труднодоступная местность. Более половины территории Томской
области – болота, именно там нужно начинать доставку грузов, поиск людей,
мониторинг лесной обстановки с помощью беспилотников", – считает эксперт.
Появился оператор
Как ранее сообщила пресс-служба ФПИ, в октябре и ноябре 2019 года в Томске
запланирован ряд совещаний и рабочих встреч с участием организаций –
потенциальных заказчиков функциональных сервисов, готовых использовать или уже
использующих БПЛА в своей деятельности. Речь пойдет о работе в условиях
опытного района и системе управления беспилотниками.
"В Томской области создается региональный оператор по управлению
опытным районом. Организация воздушного движения будет выполняться совместно с
Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная
корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", –
говорится в сообщении.
Уточняется, что для удобства эксплуатации БПЛА Томская область разделена на
шесть географических зон, в центрах которых создаются базовые эксплуатационные
центры, как с учетом существующей инфраструктуры для авиации общего назначения,
так и новых объектов, на которых будут размещены дополнительные
инфраструктурные элементы для навигации, мониторинга, заправки, хранения и
техобслуживания БАС.
"В будущем в структуру регионального оператора будут входить шесть
территориальных подразделений, отвечающих за бесперебойную работу этих базовых
центров", – добавляет пресс-служба ФПИ.
Яна РезниченкоЗапуск беспилотника "Стерх"