ТОМСК, 23 ноя – РИА Томск, Вячеслав
Матвиевский. "Безумные" чехи, идеальная литовская картинка и безусловный альтруизм латышей на третьем фестивале кино стран Европейского союза не оставит томичей равнодушными, считает томский кинокритик Ада Бернатоните. О том, на какие три фильма стоит обратить внимание и почему – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что третий фестиваль кино
стран ЕС открылся в Томске с 22 ноября и продлится до 4 декабря. Как и в
прошлые годы, на фестивале будут представлены 15 фильмов из 15 стран, среди
которых номинанты и лауреаты крупнейших национальных и международных
кинопремий. Все фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.
Программа фестиваля еврокино>>>
Ада Бернатоните – доцент кафедры отечественной истории и культурологии Томского государственного педагогического университета, член гильдии киноведов и кинокритиков России, а также единственный в Томске член Союза кинематографистов России:
"Отец Ночь" (Латвия, 2018)
"Я
боюсь, что именно на него придет мало народу по причине того, что сейчас люди
настолько устали от социума, что фильмы о войне отталкивают уже просто по
факту. Я хочу, чтобы как можно больше людей посмотрело "Отец Ночь", –
сказала Бернатоните.
В
основу фильма легла реальная история латвийца Жаниса Липке, который спасал
евреев во время оккупации Риги в 1941 году. Это первая в истории Латвии лента о
холокосте.
"Фильм
более чем любопытный – и главным персонажем, и взаимоотношениями внутри сюжета,
визуальным рядом. Режиссер (Давис Симанис) сам, думаю, не осознает, что он совершил такой
маленький подвиг. Тема (холокост), конечно, довольно избитая, она очень и очень
не нова. Всегда такие ситуации показывались как трагедия еврейского народа, либо
как подвиг отдельного человека", – отметила она.
Но
в чем же подвиг этого режиссера?
"Удивительно,
что его герой не понимает, что он совершает подвиг, – продолжает Бернатоните. –
Он (главный герой фильма) это делает только потому, что не может делать
по-другому. Какой-то такой безусловный альтруизм и безусловная человечность. Не
потому, что так надо, не потому, что так подсказывает совесть… Жизнь диктует
определенную модель поведения, и ты не можешь ей сопротивляться – именно так
поступает персонаж".
© сайт третьего кинофестиваля стран ЕС
Фрагмент афиши фильма "Отец Ночь"
"Кислотный
лес" (Литва, 2018)
Литовский
документальный фильм-размышление о будущем планеты через наглядный пример
столкновения человека и природы – мертвый лес в заповеднике Куршской косы
(Литва) глазами туристов и туристы глазами обитающих в этом лесу птиц.
"Литовцы
делают плохое художественное кино и хорошее документальное. Они хорошие
фотографы, но не умеют рассказывать историю. Кадры идеально выстроенные, но
история вязнет в визуальном решении", – говорит собеседница агентства.
По
ее словам, фильм очень интересен своей картинкой и тем, как в нем поднимаются экологические
аспекты: "Поскольку в Литве она (экологическая проблема) не остро стоит, о
ней, тем не менее, много говорят – пытаются сохранить природу. Конечно, не в
первозданном виде, но там очень хорошая экология. Там очень разнообразная флора
и фауна".
© сайт третьего кинофестиваля стран ЕС
Фрагмент афиши фильма "Кислотный лес"
"Террористка" (Чехия, 2019)
"Я
считаю, что чешское кино не для развлечения. Можно выйти оттуда, развести
руками и сказать: "Что это было?". Идти туда (на фильм) нужно за
новым, наверное, языком, за несколько иным, если не новым, представлением о
кинематографе", – считает Бернатоните.
Черная
комедия, главную роль в которой играет легенда чешского театра и кино – Ива
Янжурова. Нашему зрителю актриса могла запомниться по работе в чешском сериале
"Больница на окраине города", который в начале 1990-х годов
транслировался на российском телевидении.
"Это
какое-то такое запредельное сумасшествие, но не клиническое, а абсолютно
безобидное. От сумасшедшего кино чехов становится интересно жить, в большинстве
своем. Поэтому я за "Террористку", – добавила она.
© с сайта фестиваля кино стран ЕС
Кадр из фильма "Террористка"