ТОМСК, 1 апр –
РИА Томск. Компания ENBISYS и Томский госуниверситет (ТГУ) открыли доступ к
адаптивной платформе Plario.ru, старшеклассникам это поможет существенно
подтянуть математику к ЕГЭ, особенно если учесть, как резко может упасть
уровень знаний из-за дистанционного обучения в школе. Как сделать самоизоляцию
полезной и чем родители могут помочь ученикам – в материале РИА Томск.
Да будет прогресс!
"Можно видеть немало сложностей, с которыми сейчас
сталкиваются и дети, и родители, и учителя в процессе перехода к онлайн-образованию. Взрослым невозможно сосредоточиться на удаленной работе, а
большинство школьников и студентов более склонны к потреблению развлекательного
контента, и осваивать сложные системы особо не желают.
Мы в команде Plario.ru решили и помочь детям провести время
в интернете с пользой для ЕГЭ и ОГЭ по математике: открываем бесплатный доступ
к Plario.ru для всех желающих. Зайти на платформу можно, используя свой аккаунт "ВКонтакте", – сообщается на страницах проекта в соцсетях.
Работа с платформой очень проста: сначала с помощью
диагностического теста выявляются пробелы в знаниях, а затем эти проблемы
прорабатываются через выстроенную систему микрообучения. В процессе занятий
система просчитывает, с каким именно блоком у пользователя возникают
затруднения, и предлагает соответствующий материал в реальном времени.
© предоставлено компанией ENBISYSПлатформа Plario.ru разрабатывалась совместно компанией ENBISYS и ТГУ. Студенты, которые после входной диагностики имели уровень 22% (владения материалом модуля), после восьми часов занятий в Plario подняли уровень до 73%. По сути, удалось сделать "цифрового репетитора".
Как пояснил РИА Томск директор компании ENBISYS Дмитрий
Бубнов, целевая аудитория проекта – ученики 9, 10, 11 классов, абитуриенты и
студенты первого курса. Для них доступно шесть модулей по элементарной
математике.
"Количество элементов контента – уже более семи тысяч единиц и
непрерывно пополняется. Для систем адаптивного обучения необходимо большое
количество гранулярного контента.
Для девятиклассников материал порой может быть сложным – они
изучают это впервые, но 10-11-классники занимаются нормально. Пилотное
тестирование мы проводили в школах СФО и Республики Якутия, оно показало
отличные результаты: прогресс быстрый, обучение на Plario.ru хорошо
устраняет пробелы, которых на "домашнем" режиме у школьников появляется немало,
тогда как впереди – экзамены", – говорит Бубнов.
© предоставил Дмитрий Бубнов"Свободный доступ к Plario.ru школьники и первокурсники будут иметь как минимум до мая. Дальнейшее решение мы будем принимать с ТГУ исходя из того, как будет складываться ситуация в стране. В случае необходимости срок пользования может быть продлен", – говорит Дмитрий Бубнов.
Чужая роль
Современные инструменты обучения могут заинтересовать
школьника, но как родителям, оставшимся один на один с ребенком и его
образованием на целый месяц, приспособиться к новой ситуации?
Сотрудник НОЦ "Институт инноваций в образовании" ТГУ, руководитель регионального отделения
Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) в Томской области, федеральный
эксперт МТА Лариса Антропянская рассказывает:
"Обучение состоит из двух частей – обучение в школе и
домашние задания. С домашними заданиями опыт у родителей разный – одни помогают
детям учить уроки, другие консультируют по запросу (спрашивает ребенок –
помогаю, не спрашивает – справляется самостоятельно), третьи полностью
полагаются на самостоятельность и доверяют ребенку и школе. И вдруг ОБРАЗОВАНИЕ
пришло в дом. Что с этим делать родителям? Здесь важно поговорить о самом
понятии Образование – создание собственного образа".
© РИА Томск. Анна Ярославцева
Она поясняет, что в это понятие, с одной стороны, включается
культура человечества, "свернутая" в учебные предметы, учебные планы,
ежедневные уроки. Это представление об Образовании, которое выстроено извне, и
тут все понятно – учи уроки, слушай внимательно, отвечай учителю на вопросы.
Есть учебники и учебные пособия.
"Вторая часть, не очень представленная в школе, –
представление самого ребенка о своих целях, интересах, приоритетах, желаемых
способах достижения своего Образа. Наверное, родители напряжены из-за того, что
линейное представление из первой части не очень понятно и непонятно, как с
этим работать.
Они думают, что надо как в школе – уроки, обязательное время
для обучения и время для перемен. И тогда родитель принимает на себя роль
учителя и все путается в голове и детей и взрослых. Но можно попробовать роль
другого помощника в образовании, который из второй части – представления
ребенка о себе", – говорит эксперт.
Эксперт по развитию
Чтобы помочь ребенку и себе, говорит Лариса Антропянская,
нужно понять следующие моменты:
Что вообще ребенок думает о своем образовании? Зачем он
ходит в школу? Что ему интересно? Что из того, что он учит нравится ему больше,
а что меньше?
Как выглядит то предметное пространство, которое надо будет
осваивать дома? Ту математику, которую надо выучить за месяц, можно представить
в виде карты и поисследовать эту карту с ребенком – как он предпочитает по ней
двигаться? С чего начнет? В каком режиме будет это делать?
"В российском образовании в конце 1990-х появилась и в 2008
году официально закрепилась позиция тьютора – человека, сопровождающего
развитие, "эксперта по развитию". Образовательная карта ресурсов – инструмент
тьюторской деятельности – становится актуальной и востребованной в той ситуации
образовательной неопределенности, в которой мы сейчас оказались", – говорит
Антропянская.
По ее мнению, построение карты – интересное и увлекательное
занятие:
"Оно позволяет исследовать информационные пространства,
собирать и структурировать информацию, строить собственные маршруты
образовательного движения. Это творческая работа, в которой взрослый и ребенок
оказываются в ситуации одинаковой неопределенности, что позволяет решать задачу "на равных".
И родитель из позиции учителя переходит в позицию тьютора,
когда можно вместе "не знать" и вместе строить знание. Родитель может
предложить способы, которые начинаются с вопросов и ребенку и самому себе".
© РИА Томск. Яков Андреев
Наконец, когда предметов несколько и карт – несколько, самое
время спросить – с какой начнем? Как они пересекаются между собой? Каков будет
конечный результат (а может продукт?) движения по этой карте? Каким будет
график освоения?
"Это метапредметные умения, которые помогают организовать
собственное образовательное движение. Потратив несколько дней на такую
организацию, родители потом смогут просто обсуждать с ребенком – что он изучил
(исследовал, открыл, постиг), это будет интересно и детям, и родителям", – говорит Лариса Антропянская.
Внеурочное
пространство
Также эксперт советует не забывать про так называемое
внеурочное пространство:
"Сейчас открыты многие образовательные порталы, учебные
фильмы, исследовательские и проектные лаборатории, музеи, виртуальные
экскурсии. И обязательно не забывать про физическую активность – ее можно
организовать дома.
И вспомнить про настольные игры и разные прекрасные способы
времяпрепровождения из прошлого: лото, домино – все, что есть в памяти
взрослых. А если этого дома нет – можно это смастерить вместе с детьми".
Антропянская призывает активно использовать для
обучения документальные сериалы на YouTube, которые компилируют в себе географию, историю,
краеведение, окружающий мир... Она советует: "Древние миры" (ВВС) – путешествие
в эпоху, когда только зарождались нации; "Дикая природа России" (National
Geographic) – путешествия в неизведанные уголки России; "Забавная наука" – как
знания могут помочь в повседневной жизни.
"Супердостижения Земли" – обзор самых масштабных проектов на
Земле; "Ребятам о зверятах" – кто громче рычит, у кого самая большая семья; "Прогулки
с динозаврами" и "Прогулки с чудовищами" – о древних животных; "Сквозь
пространство и время с Морганом Фрименом" – про открытия космоса; "Странные
контакты третьей степени" – раскрывает значение грибов; и сами за себя
говорящие "Путешествие по Эрмитажу", трансляции Венской оперы, балеты Большого
театра.
"Вот стартовый перечень возможностей интернет-образования", – говорит специалист.