ТОМСК, 8 апр – РИА Томск, Дарья Русанова. Учреждения культуры
Томской области в связи с запретом на проведение массовых мероприятий для
предотвращения распространения коронавируса изменили свой режим работы. Теперь
их площадка для деятельности – интернет. О том, как томская культура живет в
условиях отсутствия "офлайна", рассказал РИА Томск начальник
облдепартамента по культуре Павел Волк
Ранее
сообщалось, что 11 марта ВОЗ объявила
пандемию коронавируса. Чтобы сдержать распространение COVID-19, неделя с 30
марта по 5 апреля была объявлена в РФ нерабочей. 2 апреля президент продлил
"каникулы" до 1 мая. Кроме того, c 31 марта по 14 апреля в Томской
области действует режим полной
самоизоляции, предполагающий
запрет на выход из дома без веской причины. Все массовые
мероприятия, в том числе культурные, отменены или перенесены.
Внимание – на онлайн!
"На самом деле онлайн – это совершенно не новая тема для наших учреждений культуры. Я вам больше скажу, у нас, если хорошо покопаться по показателю деятельности, то у каждого учреждения какая-то из разновидностей вот этого всего есть...То есть это совсем не новое. Новое заключается в том, что вдруг пропал офлайн", – говорит Павел Волк.
По его
словам, у всех учреждений области есть база для работы в интернете. Например,
Томская областная филармония провела свою первую онлайн-трансляцию еще в 2014
году, тогда же открыли первый Виртуальный зал, а музеи начали оцифровывать
свои фонды в 2013 году.
Сейчас томские
библиотеки открыли доступ к своим электронным ресурсам, театры
"достали" записи спектаклей, музеи размещают на своих сайтах
виртуальные выставки, а филармония транслирует новые и старые концерты.
По словам
Волка, у некоторых учреждений культуры возникают технические проблемы – у всех они
разные и зависят от специфики деятельности. Однако, как он пояснил, связаны они
в основном с желанием усовершенствовать то, что уже есть: "Чем больше
есть, тем больше хочется… Процесс пошел благодаря нашему печальному положению,
и назад он уже не откатится".
© РИА Томск. Ольга Трепова
Сейчас у
театров, музеев, библиотек и других культурных учреждений появился шанс
проработать, например, свои сайты: "Все
внимание на онлайн: мы сейчас эту тему продвинем за эти недели очень
сильно", – сказал Волк.
Репетиции в соцсетях
Как
рассказал собеседник агентства, никто из работников культуры сейчас не
бездельничает – все работают. Артисты театров продолжают учить роли и готовить
репертуар, а у музыкантов, поскольку репетиционный процесс временно
приостановлен, появилось время на то, чем давно хотелось заняться. Например, они
начали активно показывать в социальных сетях свои домашние репетиции.
"Музыканты на самом деле в Томске – люди очень сильно занятые, потому что в силу их
малочисленности они, как правило, работают далеко не в одном месте. Особенно
это касается оркестрантов… У них просто ни на что времени нет кроме работы. А
тут на паузу поставили – сиди развлекайся", – рассказал Волк.
Зарплаты, по
словам начальника облдепартамента, остались для сотрудников
учреждений культуры прежними: "Что касается заработных плат по первому кварталу – как была, так и
есть".
Больше, чем в зале
По словам
Волка, сейчас в интернете среди учреждений культуры развилась высокая конкуренция,
а количество посетителей их сайтов и просмотров резко увеличилось. В Томской
области ярким примером такого изменения статистики может стать
онлайн-трансляция концерта, который прошел в Томской областной филармонии 19
марта.
"Совершенно
удивительный результат – там же счетчики везде стоят: оказалось, что на трансляции
народу больше, чем обычно бывает в зале, причем народ от Японии до Франции.
Наши же сейчас везде, я имею в виду не только россияне, но и томичи. Подключились, посмотрели – это очень интересное было явление. И смотрят дальше", –
рассказал он.
Как
рассказал собеседник агентства, сейчас для привлечения виртуальных посетителей
в культурные учреждения используются разнообразные каналы: "Все сети какие есть, официальные сайты администрации, департамента, министерства
культуры".
Сложившаяся
в данный момент ситуация, по мнению Волка, показывает, что культурой люди
интересуются в любое время: "Это же вечный вопрос: кому культура нужна… А
оказывается, народу надо, причем массово надо".