ТОМСК, 29 ноя – РИА Томск. Время, когда Томской областью управлял Егор
Лигачев, считается у архитекторов эпохой расцвета массового строительства. Стекло,
кирпич, другие строительные материалы были страшным дефицитом, но были молодые
и амбициозные специалисты, к мнению которых прислушивался обком. Почему в
1970-е город "зарос" гаражами и где должен был появиться Дворец
пионеров – в материале РИА Томск.
Дворец пионеров, "Пентагон" на Южной, жилой комплекс с
пристроенными магазинами на Ленина, известный в народе как "Три
девятки", Арбитражный суд на Кирова… Список индивидуальных проектов,
разработанных Виктором Новиковым, большой. В интервью РИА Томск он рассказал,
почему решил приехать в Томск, как в 34 года стал его главным архитектором и
как в эпоху развитого социализма строили дворцы и многоэтажки.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Архитектор Виктор Новиков
Кто здесь
главный?
Новиков приехал в Томск в 1970 году после окончания единственного
тогда за Уралом архитектурного факультета в новосибирском Сибстрине (ныне
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет). В городе
начинался строительный бум – на окраинах росли спичечные коробки пятиэтажек,
стремительно менялся центр. Почти в каждом проекте последнее слово было за
первым секретарем обкома партии.
"Расчищали место под драмтеатр – взрывали главный торговый
корпус (он походил на Гостиный двор в Питере). Стекла в соседних зданиях
сыпались от взрывов. Но уже все было предрешено. Лигачев развил бурную
деятельность в Томской области, хотел сделать из купеческой столицы современный
областной центр. Хорошо, что хоть отдельные здания на площади Ленина удалось
отстоять", – вспоминает Новиков.
© РИА Томск. Олег Асратян
"Белый дом" и драмтеатр проектировали московские архитекторы. По проекту красноярцев строился Облсовпроф (проспект Ленина, 55), новосибирцы разрабатывали генплан Стрежевого.
В эпоху типового строительства
потребность в индивидуальных проектах, как ни странно, была велика. В самом
конце 1960-х томские власти решили создать свой проектный институт – именно
туда и был приглашен работать Новиков.
"Томскгражданпроект" появился благодаря томской нефти… В
1971-м меня заслали в Сибстрин за молодыми архитекторами: "Вези! Сколько
привезешь – оправдаем". Тогда распределение жесткое было, на каждого
специалиста нужно было добиваться распределения через министерство в Москве.
Вот я около 10 человек сманил. Институт быстро рос".
Марш,
застывший в камне
Во второй половине 1950-х, после развенчания культа личности, в
советской архитектуре началась эпоха "советского модернизма",
поставившая во главу угла борьбу с излишествами, которые были присущи
сталинскому ампиру. Под лозунгом "строить надо больше и дешевле"
власти требовали типовых проектов, а архитекторы-проектировщики стремились к
передовым технологиям. В общем, было не до красот.
В Томске ранние (до начала 1970-х) образцы пост-сталинского стиля
разглядеть трудно: здание вокзала Томск-I, как и гостиница "Томск"
(архитектор Элиазар Дрейзин), сегодня уже выглядят не так, как задумывал автор.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Вокзал "Томск-I"
Триумф архитектора Александра Агафонова на всесоюзном смотре – здание бывшего фирменного
магазина "Хлеб" на Нахановича – не перестраивали, но главную
"фишку" – гармошку из стекла и металла – закрыли рекламой одежды.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Функциональность массивных форм и конструкций, урбанистичный облик зданий. Смелые и затейливые композиционные решения отражают.., сложность советской жизни. Основным используемым строительным материалом является железобетон… Массовое остекление". (Свободная энциклопедия о советском модернизме).
Как стали жить побогаче, начали строить "интереснее". В
1970-1980-х архитекторы воплощают в Томске новое направление – брутализм
(термин происходит от французского béton brut – "необработанный
бетон"). В облике зданий стало еще больше дефицитного стекла, больше
бетона, сложных "ритмичных" форм.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
В Томске брутализм представлен не только бетонными, но и кирпичными фасадами (на фото – НИИ кардиологии).
"Звездный"
проект
Одним из самых выразительных представителей брутализма, по мнению
экспертов, является здание Дворца пионеров (Вершинина,
17). В основу лег дипломный проект Новикова: еще студентом он приезжал в Томск
на практику и присмотрел место… Дворец пионеров, по первоначальной задумке,
должен был разместиться на берегу Ушайки, где сейчас расположился торговый
центр "Изумрудный город".
© из личного архива Виктора Новикова
Только что построенный Дворец пионеров в Томске
"Вот там у меня задумывался настоящий дворец с 50-метровым
бассейном, театром на 1000 мест, стадионом, огромным техническим комплексом для
кружков и секций. По ландшафту там был (до строительства "Изумрудного
города") естественный амфитеатр, где это все удобно разместилось бы
полумесяцем. Проект получил отличную оценку на всесоюзном смотре", –
рассказывает автор.
В итоге поручили Новикову здание вчетверо меньше без
спорткомплекса и стадиона. Но даже при этом во дворце на Вершинина нашлось
место для нескольких музеев, выставочного зала, зимнего сада, астрономической
обсерватории, детского театра на 500 зрителей и помещений для всевозможных
кружков. В высотной части появилось пространство для авиамоделирования, для
судомодельного кружка в Буфф-саду соорудили водоем около 50 метров в длину.
© из личного архива Виктора Новикова
Зимний сад во Дворце пионеров
Дворец не просто втиснулся в существующий квартал, а объединил
Игуменский парк с Буфф-садом. "С Красноармейской вдоль Карташова должен
был открываться курдонер – Пионерская площадь. Потом это место застроили",
– говорит архитектор.
Стройка затянулась почти на 10 лет, и не мудрено, учитывая обилие
сложных элементов и царивший в стране дефицит. Так, для витражей и двух
огромных мозаичных панно (внутри и снаружи здания), созданием которых
занималась целая бригада художников-монументалистов, нужна была смальта (литые
плиты цветного стекла), которая была на вес золота.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Мозаика "Парад планет" (автор – Николай Беглюк) выполнена в 1987 году, когда дворец уже работал. Были и другие варианты, более простые – про детей. Но в фойе уже было на тот момент мозаичное панно с пионерами. А этот – на космическую тему – вечный сюжет, он не устаревает", – вспоминает Новиков.
Проект дворца прославил его автора: в 1980 году Виктор Новиков стал
лауреатом спецпремии Ленинского комсомола. В Томске здание до сих пор считается
самым роскошным среди тех, где занимаются дети.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Мозаичное панно в фойе Дворца пионеров
Рекордные
темпы и гаражи
© РИА Томск. Павел Стефанский
В 1981-1990 годах Новиков был главным архитектором Томска. Он до
сих пор помнит свое волнение перед первым собеседованием: "Ровно час мы
общались, после чего Лигачев подытожил: "Ты главное никого и ничего не
бойся. Если что-то пойдет не так, поправим".
Но заниматься на этом посту приходилось больше не архитектурой, а
выполнением планов по массовому строительству: в первую очередь требовались
сотни тысяч "квадратов" жилья, а детсады, школы, больницы и, тем
более, гаражи – по остаточному принципу. Руководители томских предприятий,
которые строили целые микрорайоны для сотрудников, выходили из ситуации, как
умели.
"Тогда кирпич в обкоме партии распределяли. Будницкий
(директор инструментального завода) просил у производителей кирпич на очередной
дом и потихоньку строил гаражи. Лигачев узнал про это… Досталось председателю
горисполкома Черкашину: "Это что такое! Нам кирпича для жилья не хватает,
а вы – гаражи!" Черкашин тогда запретил строить гаражи в городской
черте".
В итоге пострадали не только счастливые обладатели автомобилей, но
и внешний вид Томска. Новиков рассказывает, как в нелепости запрета убедился
Лигачев: "На Иркутский тракт выезжаем. Он, глядя на ряд ржавых
разномастных железных гаражей по правой стороне, возмутился: "Это что
такое?" Я ответил: "А это результат борьбы с гаражами".
О не построенном мосте и двойных стандартах
Новиков говорит, что многого не успел сделать за годы своей
работы. Например, мечтал построить второй мост через Томь, который находился бы
не рядом с Северском, а почти в центре – в продолжение переулка Дербышевского.
А еще хотел строить высотные дома, но у пожарных не было техники для тушения
зданий выше 10 этажей.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Виктор Новиков в РИА Томск
"Лифтов не хватало, и девятиэтажные дома разрешали нечасто.
Допустим, проект второго микрорайона на Иркутском возили в Москву на
согласование Госстроя. Там, засучив рукава, "дядя Миша" садился:
"Так, девятиэтажечку хочется? Тут можно без нее обойтись. Вот эти две по
Иркутскому тракту оставим и вот эти три, а остальное – пятиэтажные". И
вычеркивал", – вспоминает собеседник агентства.
Обидными были двойные стандарты. Так, в Прибалтике разрешалось
применять стройматериалы лучшего качества, чем в Сибири, а благоустройство
заканчивать не в авральном режиме в конце года, а по весне.
"Будучи главным архитектором Томска, я заставлял
проектировщиков стеклить лоджии и балконы через "не хочу", –
рассказывает Новиков. – Запрещено было это делать, потому что стекло – дефицит.
Один из первых таких домов с "малосемейками" тогда был построен на
улице Суворова. Тот же Госстрой, не давая разрешения на остекление, утверждал,
что света не будет хватать в квартире. Такие препятствия нам создавали".
***
И все же в целом эта эпоха была золотым временем для строителей,
считает Виктор Новиков, признавая управленческие навыки первого секретаря
обкома: "Рано Лигачев уехал в Москву, рано. Почти сразу в архитектуре и
проектировании Томска начался некоторый раздрай".
Может, пора признавать памятниками здания, построенные при
Лигачеве? "Это должна история признавать. Раньше было правило: объект
должен прослужить 60 лет, прежде чем его признают особо ценным. Но вообще
памятник при живом авторе – что-то в этом есть неправильное. Архитектор должен
быть скромным и терпеливым, знать, что при его жизни построенное им не станет
памятником", – заключает Виктор Новиков.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Томский облсовпроф