ТОМСК, 28 дек – РИА Томск. Уходящий год для медицинской системы стал одним
сплошным стресс-тестом, в борьбу с коронавирусом вступили и образовательные
организации, но перед началом второй волны в Сибирском государственном
медицинском университете (СибГМУ) сменился ректор – в статусе и.о. вуз
возглавил Евгений Куликов. О том, как наука уступала место социальной
деятельности и как медвуз помогает региону, он рассказал в интервью РИА Томск.
Опыт в стрессе
- Вы никогда не были
публичным человеком, большинство знают, что вы работали проректором по науке
медуниверситета с 2018 года. Поэтому для начала расскажите немного о себе. Откуда
вы, почему решили стать врачом?
- Я родился в городе Прокопьевск Кемеровской области. В
детстве мечтал помогать людям, поэтому ни о какой другой профессии, кроме
врача, я даже не думал. Хотя врачей среди родственников не было: папа у меня инженер,
мама – воспитатель детского сада. У папы был друг, который учился в Томске, и
он так ярко рассказывал о городе, что я хотел поступить только сюда – на лечебный
факультет СибГМУ.
В начале студенчества безумно хотел быть лором – в то время
отоларингология была чем-то недостижимым, элитарным. Но потом я, можно сказать,
случайно попал в коллектив доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАН,
профессора Людмилы Михайловны Огородовой, который занимался аллерго- и иммунологией.
Нашим научным направлением была бронхиальная астма, ее тяжелые резистентные
формы.
Меня увлекла амбициозность задач, уровень разрабатываемых
проектов, мы делали научные исследования в масштабах страны. Но закрепиться в
коллективе было сложно, важно было соответствовать требованиям. Например, уже
тогда в ведущих научных коллективах, в том числе и в нашем, была установка –
знать английский, потому что без него ты не сможешь заниматься наукой на международном
уровне. Пришлось выучить (смеется).
© пресс-служба СибГМУ
"Моя первая научная публикация была в журнале "Аллергология"… В будущем я выбрал более широкую специальность, ведь сузиться можно всегда. В итоге ординатуру проходил по терапии на базе ОКБ. Докторскую защитил достаточно рано для клинической специальности, в 32 года", – рассказывает Евгений Куликов.
- В практическом
здравоохранении довелось работать?
- Конечно! Это было необходимо, чтобы "набить руку"
практикой, параллельно занимаясь наукой. Будучи ассистентом кафедры, я работал
в терапевтическом отделении городской больницы №3, затем там же в пульмонологическом
стационаре, последние 1,5 года – в приемном отделении.
- А опыт работы в схожей
ситуации (пандемии) был?
- Мы только потом узнали, что это была пандемия, но как раз в
2009 году во время эпидемии свиного гриппа я работал в приемном отделении. Был
именно тем человеком, который первым принимает пациента. Поэтому то, что
происходит сейчас, мне очень знакомо.
Это был, конечно, бесценный опыт работы в команде, в
условиях быстрого принятия решений, постоянного стресса. После пандемии, в 2010
году я углубился в сферу клинических исследований, хотя начал ими заниматься
намного раньше. В 2011-2012 году мы придумали и реализовали в СибГМУ Центр
клинических исследований. Мы были первыми среди медицинских университетов
страны, у кого появился такой центр.
© пресс-служба СибГМУ
В 2014-м предыдущий ректор СибГМУ Ольга Кобякова пригласила Евгения Куликова возглавить научное направление в вузе, через четыре года он стал профильным проректором. В августе 2020-го назначен исполняющим обязанности ректора.
Третья миссия
- Вы стали и.о.
ректора в турбулентное время – между первой и второй волной коронавируса (в
августе 2020 года). Какие задачи ставили для себя и для коллектива?
- В 2019 году мы разработали программу развития СибГМУ до
2030 года. Очень амбициозную, где фокус был сделан на научно-исследовательской деятельности
и развитии кадрового потенциала. Но
2020-й, безусловно, внес огромные коррективы. На первый план вышла не научно-образовательная деятельность,
а так называемая "третья миссия" университета – социальная.
Мы бросили все силы на помощь региону. В первую очередь это
касается наших многопрофильных клиник: они
призваны, прежде всего, оказывать высокотехнологическую медицинскую
помощь, но мы изменили акцент на первичную и неотложную помощь, взяв на себя
значительный объем неотложной медицинской помощи: сейчас клиники СибГМУ дежурят
по скорой 11-14 раз в месяц, а раньше было – шесть.
© пресс-служба СибГМУ
"Мы не можем потерять год-два-три, чтобы пережить этот период и потом продолжить развитие. Поэтому в пандемию была поставлена задача, во-первых, помочь области, во-вторых, сохранить тренд развития университета по всем трем направлениям: образование, наука, клиники", – говорит Евгений Куликов.
- Как вы перестроили
образование? Для медиков онлайн это все-таки не тот формат…
- Конечно, с точки зрения практической подготовки
дистанционное образование накладывает свои отпечатки, но университет действует
по рекомендациям оперативного штаба, Роспотребнадзора. Мы не можем рисковать
здоровьем сотрудников и обучающихся – это для нас главный приоритет. Оффлайн
осенью учились только первые и выпускные курсы, а также фармацевтический
факультет.
Наш университет в максимальном объеме проводит занятия всех
типов (и лекционные, и семинарские) в онлайн-формате, что важно, в четком
соответствии с расписанием, которое было до пандемии. Занятия, ориентированные
на мануальные навыки, навыки обращения с пациентами, а также лабораторные
работы проходят в демонстративном варианте. Для студентов преподаватели
записывают опыты, эксперименты, обучающие видеоролики по мануальным навыкам
обследования пациентов и так далее.
Однако по тем дисциплинам, где принципиальное значение имеет
самостоятельное выполнение студентами тех или иных практических навыков,
меняется тематический план занятий так, чтобы по окончанию особого режима
дистанционного обучения у студентов была возможность эти практические навыки
освоить на базе университета.
Практические занятия проходят на базе медицинских
организаций, многие из которых перепрофилированы под ковид, целые отделения
выпадают в связи с болезнью персонала, карантина и так далее. И эта ситуация требует
от нас постоянного контроля и оперативного реагирования.
© пресс-служба СибГМУ
В первые дни пандемии эксперты медуниверситета разработали образовательные курсы по коронавирусной инфекции для медицинских работников. Обучение прошли уже более 3 тысяч человек из Томской, Кемеровской, Омской, Амурской, Сахалинской областей, а также республик Тыва, Татарстан, Башкортостан и Алтай.
С другой стороны, мы активизировали процедуру экзамена, который
позволяет получить допуск к сестринской и фармацевтической деятельности
студентов, чтобы все желающие ребята
смогли помочь практическому здравоохранению. Так, чтобы
студенты могли работать на должностях среднего медицинского персонала, экзамены
по этой специальности идут практически в еженедельном режиме.
- И как, захотели студенты помочь? Или,
наоборот, побоялись ковида и остались дома?
- По факту мы видим сегодня, что большинство из наших
студентов старших курсов, которые соответствуют минимальным квалификационным
критериям, и подавляющее большинство ординаторов (более 80%) трудоустроены в
систему здравоохранения и без вопросов исполняют свой общественный долг, неформальное
обещание помочь обществу в трудной ситуации. Все это без каких-либо дискуссий – "должны или не должны". И мы за это ребятам очень благодарны.
Ну, а для них это уникальный
опыт, который они больше не получат нигде. Этакая работа на "передовой", рядом с
опытными наставниками.
© пресс-служба СибГМУ
На сегодняшний день более 3 000 студентов, ординаторов, аспирантов, сотрудников СибГМУ помогают здравоохранению региона – работают в медицинских организациях региона, в Центре удаленного мониторинга для пациентов с COVID-19, участвуют в волонтерском движении.
Этот тренд мы планируем закрепить: на днях обсуждали
создание Центра карьерного развития выпускников. В условиях пандемии вскрылась
проблема: в регионе отсутствует консолидированное предложение для студентов со
стороны системы здравоохранения, при том, что ее потребность в кадрах
десятикратно выросла. Поэтому на базе СибГМУ мы создали медицинский кадровый
резерв, который насчитывает уже 460 человек.
Науку – людям
- Из-за всех этих
форс-мажоров как выглядела наука в вузе в 2020 году? Сильно просела?
- Честно скажу, что первую половину года я, будучи еще
проректором по науке, опасался, что у нас будет спад по научной
деятельности. Но в итоге мы даже выросли
по сравнению с прошлым годом. Успешно реализуем стратегию по увеличению
количества квартильных статей (в журналах первого и второго квартилей). В прошлом
году Минздрав присвоил СибГМУ первую категорию по научно-исследовательским
результатам, что дало возможность участвовать в нацпроекте "Наука".
В его рамках мы уже получили 20 миллионов рублей на
обновление приборной базы. Приобрели оборудование, позволяющее проводить
уникальные биомедицинские исследования, например, с использованием методов
направленного редактирования генома для создания клеточных моделей
заболеваний человека.
Мы горды, что, несмотря на пандемию, у нас заработали школы
международных исследователей и академического превосходства – принципиально
новые проекты по кадровому развитию университета, направленные на "взращивание"
ученых, способных инициировать научно-исследовательские проекты и их выход на
международное партнерство.
- Может быть, какие-то технологии уже готовы к
широкому представлению?
- Уже два года на базе СибГМУ работает Целевая поисковая лаборатория
медико-инженерных технологий Фонда перспективных исследований (ФПИ). И мы
гордимся, что наша совместная работа получила позитивную оценку ФПИ и работа
лаборатории продлена на следующий год. Лаборатория действительно выросла из
одиночного коллектива в центр компетенций по медико-инженерным технологиям. Это
позволяет нам в вузе имплементировать эти компетенции, в том числе, в рамках
проекта "Цифровой госпиталь".
Мы идем к тому, чтобы стать площадкой федерального уровня. За
рубежом с точки зрения апробации технологий – это называется "тест-бэд". Прямой
перевод: "койка для тестирования". Мы хотим стать тест-бэдом и апробировать на
базе клиник самые современные цифровые технологии. Так, например, доступность качественной медицинской
помощи – это очень актуальный вопрос во время пандемии COVID-19.
Мы разработали сервис
онлайн-консультаций с врачами клиник СибГМУ, благодаря которому томичи и жители
других регионов и стран СНГ смогут обратиться к ведущим специалистам
университетских клиник, оставаясь дома.
- С предыдущими
руководителями меда вы поддержите связь?
- Да, безусловно. Нам важен их взгляд на происходящее в
вузе, их опыт. Ольга Сергеевна (Кобякова) всегда готова проконсультировать,
если возникает вопрос, хоть и загружена новой работой в Москве. Вячеслав
Викторович (Новицкий) принимает активное участие в жизни университета. Сейчас с
его помощью пересматриваем концепцию музейного комплекса.
В частности, абсолютно уникальный Музей истории СибГМУ вывели
в онлайн – сняли фильм с экскурсией Вячеслава Викторовича. Есть идея, как
сделать главный корпус "живым музеем", чтобы он стал достоянием всех людей.
- Как вы считаете,
пандемия повлияла на престижность профессии врача?
- В этом году интерес абитуриентов к медицинским вузам
опередил даже спрос на специальности IT-индустрии. Это мы увидели и по
количеству поступивших в наш вуз в 2020 году. В СибГМУ было подано более 12
тысяч заявлений от абитуриентов из 69 регионов РФ и 19 стран мира, что на 2000
заявлений больше, чем в прошлом году. Это внушает оптимизм.