Святки (зимние святки, коляды) – праздничные дни,
посвященные Рождеству Христову (7 января), – начинаются с вечера Сочельника (6
января). Святки длятся вплоть до праздника Крещения (19 января) и сопровождаются
различными народными обычаями и традициями. Подробнее – в справке РИА Томск.
История святок
В древности христианская церковь отмечала Рождество
и Крещение в один день, и лишь в IV веке разделила эти праздники. Между ними
был установлен праздничный период – Святки (святые дни). Особое празднование 12
дней после Рождества существует не только у славянских народов, но и в других
странах.
Традиции и обычаи
По церковной традиции, в дни Святок нет поста по
средам и пятницам. Также в эти дни не совершается таинство венчания. В народе в
период "от звезды и до воды", то есть от появления первой звезды в
канун Рождества и до крещенского освящения воды, были распространены различные
обряды.
У восточных славян считалось, что первый день надо
провести дома или у родных. Во второй день Святок все женщины, имеющие детей до
года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения
родственников и друзей с обильным угощением.
© пресс-служба Музея истории Томска
Святочные гадания
Несмотря на церковный запрет на гадания, этот обряд
был довольно распространен в период Святок. Многие девушки гадали на суженого:
бросали через забор свои башмаки и смотрели, куда смотрит носок – с той стороны
и должен приехать жених. Также считалось, что в ночь перед Рождеством можно
узнать имя будущего мужа. Для этого девушки выходили на улицу и спрашивали
первого встречного мужчину, как его зовут.
Колядование
Основная традиция Святок – колядование, или
славление. Начиная с вечера Сочельника, молодежь и дети наряжались в медведя,
коня, козу и корову и ходили по домам соседей или односельчан. Обязательным
атрибутом колядования была большая самодельная звезда – символ Рождества. В
некоторых местностях вместе со звездой носили полумесяц или украшенный фонарь.
"Дизайн" звезд в различных уголках страны также отличался.
Славельщики, или колядовщики (так называли певцов) исполняли
праздничные церковные песнопения – тропарь и кондак, песни, прославляющие
рождение Спасителя, и веселые прибаутки, а в ответ их угощали разными
вкусностями: пирогами, сладостями, одаривали деньгами. Тексты колядок, кроме
сюжетов о рождении Христа, содержали обычно "величания" – добрые
пожелания хозяевам дома на наступающий год.
Иногда обряд колядования начинался под окном, затем
перемещался в дом, а "величальные" песни исполнялись для каждого
члена семьи. Колядовщиков могли даже усадить за стол.
Приход славельщиков, по народным поверьям,
обеспечивал хозяевам богатый урожай, обильный приплод скота и благополучие в
доме. Пропустить чей-то дом считалось большой обидой и предвестием беды.
Исключение делалось только в отношении тех домов, где в течение года кто-нибудь
умер: там обычно не колядовали.
Колядование могло сопровождаться вертепным представлением
– своеобразным кукольным театром, в котором исполняли сцены Рождества Христова,
историю царя Ирода и Вифлеемских младенцев и другие сюжеты.