ТОМСК, 26 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Команда Томского политехнического университета (ТПУ) под руководством нового и.о. ректора Дмитрия
Седнева готовит стратегию развития вуза на следующие 10 лет. О том, что такое новое инженерное образование, как сделать политех лучшим техническим
вузом России и при каких условиях Седнев отдаст в alma mater своего сына, он
рассказал в интервью РИА Томск.
– На Ученом совете 5 июля, когда было объявлено о вашем
назначении, министр образования Валерий Фальков рассказал: его подкупило в том
числе то, что вы отказались возглавить один из знаковых московских
университетов, предпочтя ему Томск. Расскажите, как проходил разговор с
министром? Вы знали, куда вас собеседуют?
– Был звонок от министра, мне назначили собеседование,
которое в силу пандемии проводится не очно, а с помощью видео-конференц-связи.
Меня поставили перед фактом: "Вас смотрят в кадровый резерв". Вопрос про смену
региона, действительно, был, но я сказал, что не все еще сделано в Томске, чтобы отсюда переезжать.
– В какой вуз предлагали?
– Какой именно – не обозначали. Выбора – МГУ или Томский политех – передо мной не ставили.
– А если бы МГУ? Ну, чисто теоретически.
– Я бы в любом случае выбрал политех. Своя рубашка ближе к
телу. Это правда: есть амбиции, чтобы мой родной вуз, который я сейчас
возглавляю, стал лучшим техническим вузом России (пока мы так называемся с
приставкой "не столичный"). Нам это по силам – сделать наш сильный университет
еще сильнее. Образование в политехническом на высоком уровне, мы всегда были
готовы делать эксперименты, в том числе образовательные, и эти традиции я готов
поддержать и укрепить.
– Сейчас, наверное, вздрогнула большая часть коллектива, не
отошедшая еще с предыдущих структурных экспериментов…
– Эксперименты бывают разные. Можно сказать: "Завтра все
живем по-новому". А можно так: "Те, кто хочет, может попробовать сделать что-то
по-другому. Мы готовы дать рычаги и ресурсы на то, чтобы осуществить
трансформацию".
Мы не собираемся ничего ломать – надеемся на плавную
диверсификацию модели. Эти амбиции на новые образовательные форматы сейчас
отражаем в заявке на "Приоритет 2030" (программа повышения конкурентоспособности вузов, которую запускает Минобрнауки РФ – Ред.). Одна из стратегических ставок в ней
делается как раз на новое инженерное образование.
– Что вы имеете в виду под "новым инженерным образованием"?
– Традиционные модели образования – это когда есть понятное
рабочее место, под которое понятным образом готовится понятный специалист.
Условно говоря, через пять лет на трубопрокатном заводе нужно 18 технологов, в
вуз отдаются контрольные цифры приема, он набирает людей, готовит их и
распределяет на конкретное рабочее место, тем самым закрывая потребности
страны.
Но сейчас многое изменилось. Наша экономика
интегрирована в мировую, выпускники
уезжают за пределы России, и мы точно понимаем: если мы хотим быть ведущим
университетом, мы должны выпускать специалистов, которые мобильны на рынке
труда (в том числе способны сами создавать себе рабочие места), которые готовы
не просто прийти в отрасль, но и трансформировать ее. А для этого нужны другие
образовательные модели, включающие, например, раннюю профессионализацию.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Инженер сейчас востребован на рынке труда не только и не столько по своему диплому, как по своему резюме. Поэтому хотим заводить студентов в реальные проекты уже на старших курсах, чтобы они попробовали в них разные роли и получали компетенции, которые можно отразить в резюме", – говорит Седнев.
При этом, говоря о разных форматах образования, мы понимаем:
от концепции Life-long learning
(обучение в течение всей жизни) никуда не деться. Допобразование,
переподготовка, смена профессии в течение карьеры – неотъемлемый шаг, без
которого мы не сможем сделать дальнейшую интеграцию с промышленностью.
Мы уже сейчас работаем с индустриальными партнерами по
трансформации образовательных блоков в
части индивидуальной донастройки – чтобы специалист, минимально выпадая из
производственного процесса, донаращивал именно те навыки, в которых
проваливается индивидуально он. Готовим к запуску систему диагностики
компетенций для специалистов.
– А в каких отраслях?
– На данный момент – в нефтегазовой отрасли: Центр
Heriot-Watt ТПУ успешно развивает проект "Актив будущего" с компанией "Газпром
нефть". Это программа по улучшению бизнес-процессов, цифровой трансформации,
развитию кросс-функциональных компетенций и гибких навыков. Расширяем этот
образовательный проект на Инженерную школу энергетики – с цифровой
трансформацией энергетического сектора.
Также ведем первые разговоры с атомщиками. У нас уже есть с
ними один флагманский образовательный проект – обеспечение кадрового экспортного
потенциала "Росатома". В ТПУ создан центр, который позволяет учить иностранных
студентов на английском языке – для того, чтобы те технологические продукты,
которые корпорация поставляет за рубеж, сразу могли поддерживать обученные нами
специалисты.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Свою роль играет наша уникальная площадка – исследовательский ядерный реактор, мы получили разрешение проводить на ней образовательные модули. Выпускники приезжают на работу с высокой степенью готовности, для включения в работу нужна минимальная адаптация", – рассказывает Дмитрий Седнев.
Здесь важно, что пилотируя одни проекты, мы готовы
распространять их на другие отрасли. И на самом деле программа "Приоритет 2030" – она во многом про разработку различных моделей взаимодействия с индустрией
для их дальнейшего тиражирования. Мы хотим стать поставщиком таких моделей для
всей системы высшего образования.
Сейчас в рамках Большого университета (объединение томских вузов и НИИ с сохранением их юридической самостоятельности – Ред.) есть возможность
кооперироваться с коллегами из других вузов, брать уникальные образовательные
компетенции, которые есть в ТГУ, ТУСУРе, СибГМУ, ТГАСУ, ТГПУ. Уверен, что эти
механизмы мы с коллегами сможем отработать. Это тоже эксперимент, который будет
полезен всем, который можно будет транслировать на федеральный уровень.
– С коллективом эти идеи обсуждаете?
– Сейчас у нас отпускной период, и большинство коллег не на
работе. Поэтому широких встреч с
коллективом я еще не проводил. Но мы встречались с Ученым советом, с
ректоратом, с Профессорским собранием.
– Старая профессура – это в хорошем смысле самая "вредная"
часть коллектива: настоящие патриоты политеха, с подозрением относящаяся к
кардинальным реформам. Какой у них основной запрос?
– На сохранение традиций университета.
– Наверняка поднимают вопрос возвращения традиционных
кафедр?
– Кафедры – это, действительно, артикулированный запрос, мы
очень конструктивно пообщались с Профессорским собранием. Не важно, как назвать
институцию: кафедрой, отделением, лабораторией, научно-образовательным центром,
как-то еще. Важны базовые принципы, по которым эта ячейка университета
строится. Например, выборность руководителя через его публичную защиту
программы развития. Эту практику возможно восстановить.
Это важно: собирается коллектив, он видит кандидата (в
идеале – кандидатов, чтобы была реальная выборность), голосует за конкретную
программу развития. Таким образом заключается некий социальный контракт:
руководитель берет на себя обязательства, а коллектив, его выбравший, имеет
право спросить за результат. Тогда это не просто спущенный сверху KPI (вы
должны написать столько-то статей, заработать столько-то денег, принять
столько-то студентов). У вас появляются не только количественные, но и
качественные планы.
© предоставлено Томским политехническим университетом
"Университет умеет зарабатывать: мы восьмые в России по привлечению средств от индустрии и первые – по привлечению средств из-за рубежа – у нас самый высокий экспортный потенциал. Накоплен большой опыт по привлечению промпартнеров, этот опыт нам сейчас нужно сделать системой", – отмечает Седнев.
Так совпало, что мы сейчас пишем десятилетнюю стратегию
развития университета (предыдущий комплексный план развития был представлен на
2019-2024 годы).
И когда руководитель подразделения будет представлять свою
программу, он, безусловно, будет соотносить ее с комплексным планом вуза. Так
каждый сотрудник сможет увидеть непосредственно свое место в общей программе
развития, найти в ней свою роль, что поднимает его вовлеченность и
мотивированность.
– Слышала, что сейчас все руководство вуза чуть ли не ночует
на рабочих местах, готовя эту стратегию развития под "Приоритет 2030". Как
вообще изменился ваш график, когда вы стали руководить вузом?
– Выходных стало совсем мало. Но стараюсь хотя бы иногда
уходить с работы вовремя, чтобы видеть семью, – сыну шесть с половиной лет.
– Докторскую пишете?
– Конечно! Ночами… Как мне всегда говорили, кандидатская и
докторская – это ваше личное дело, поэтому – только в свободное от работы
время. У меня много накопленного материала по неразрушающему контролю и
ультразвуку – и по проекту с ТЭМЗом, и по проекту в интересах "Росатома".
Есть
системы, которые мы (в Инженерной школе неразрушающего контроля и безопасности)
делали для питерского НИИ электрофизической аппаратуры, участвующего в
строительстве термоядерного реактора во Франции. Осталась механическая работа
по обобщению материалов, искренне надеюсь, что за год это удастся сделать.
– Тяжело было оставлять школу? Или вы, как директор школы,
видели продолжение карьеры именно в этом направлении?
– Не могу сказать, что я спал и видел, как стать ректором. Я
просто работал для Томского политехнического университета. Директором школы я в свое
время тоже не собирался становиться – просто так сложились звезды. С другой
стороны, я понимал: те вещи, которые хотелось поменять внутри вуза, можно было
сделать только на определенной позиции. В этой части карьерное движение было
логичным.
Я понимал, что жертвую своим временем и во многом – теми проектами,
которые вел. Но все передал в надежные руки. Хотел бы подчеркнуть: ко всем
школам у меня равное отношение: никакого послабления, выделения отдельных
ресурсов на школу – мол, так как я бывший директор, теперь неразрушающий
контроль – наша основная религия.
При этом, конечно, у меня остается некоторая личная
вовлеченность в проекты – потому что часть обязательств перед индустриальными
партнерами бралась под мою репутацию. Сразу после перемещения на другой пост я связался со всеми партнерами и
дал гарантии, что все проекты будут закончены. Со стороны вижу: команда
справляется. В данный момент идет сдача этапа по проекту для термоядерного
реактора.
– Сейчас проверим вашу истинную лояльность к политеху.
Хотели бы, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам, ваших родителей?
– Главное, чего я хочу, – чтобы сын был счастлив. Нельзя
сказать, к чему тяготеет ребенок, пока он даже не пошел в школу. Может быть,
захочет быть танцором – и я не буду препятствовать. Если он будет заинтересован
в технических науках и к тому времени Томский политехнический будет тем вузом, о
котором мы с командой мечтаем, и благодаря этому он выберет его сам – я буду
счастлив.