ТОМСК, 7 сен – РИА Томск. Этой осенью 100% продукции холдинга СИБАГРО
"перейдет" под единый бренд: процесс ребрендинга, начавшийся полтора
год назад, будет полностью завершен. О том, какие возможности и ограничения
есть у федерального игрока и как меняется отрасль, в интервью РИА Томск
рассказал первый заместитель председателя правления по мясопереработке Кирилл
Абламейко.
© предоставила пресс-служба "СИБАГРО"
Первый заместитель председателя правления "Сибагро" по мясопереработке Кирилл Абламейко
– В 2020 году "Сибирская Аграрная Группа"
была переименована в СИБАГРО, начался перевод всей продукции под единый бренд. Можете
оценить результаты кампании?
– Ребрендинг еще идет.
На сегодняшний день около 90% продуктов переведены в новую торговую марку
СИБАГРО: мясо, яйцо и курица – на 100%, пельмени, колбаса и мясные деликатесы –
на 90%. Полностью планируем завершить этот процесс в сентябре-октябре этого
года.
Оценить результаты
таких масштабных изменений можно только на горизонте следующих 2-3 лет, предварительный
эффект – через год-полтора. Например, в том, что касается продаж, показатели
зависят не только от нас как от производителя. У крупных торговых сетей свои
регламенты, они довольно жесткие. Процесс ввода в торговые сети полноценного
ассортимента может занимать от полугода до года и больше.
Но, например, по
категории свинины в потребительской упаковке, где ребрендинг прошел первым
(весной 2020 года), мы видим: продажи за год выросли в 1,5 раза.
© предоставила пресс-служба "СИБАГРО"
"В истории "Сибирской Аграрной Группы" и теперь уже СИБАГРО раньше не было столь масштабных рекламных кампаний. Нужно было в каждом регионе донести до потребителей: мы объединили ваши любимые марки, чтобы быть ближе, безопаснее, вкуснее, доступнее", – говорит Кирилл Абламейко.
Для нас важно, что продукция
мясокомбинатов холдинга больше не конкурирует друг с другом. Раньше на каждом
из наших МК производилась колбаса докторская и сосиски молочные, таким образом,
на полках супермаркетов были выложены два одинаковых продукта одного холдинга,
по одной цене, но под разными торговыми марками, создающие конкуренцию друг
другу (например, "Кудряшовский" и "Томский").
Это создавало
эффект "каннибализации". Мы устранили проблему, теперь вся продукция
продается под единым брендом СИБАГРО. Для потребителя в данном случае так же
есть преимущество – продукты производятся на разных площадках по одной
технологии в рамках единых стандартов качества, а значит, потребитель может
купить знакомый, проверенный бренд не только в своем городе, но и на всей
территории от Урала до Дальнего Востока.
– Вы, кстати, еще и заметнее: красно-зеленое
пятно выделяется на полке.
– Да, мы выбрали оригинальное
для мясных продуктов цветовое решение: обычно используется красный, розовый,
золотистый цвета, для премиум-сегмента – черный… Это позволило нам действительно
стать заметнее, нас легко найти потребителю – а он сейчас не готов тратить
много времени на выбор.
В том, что касается
непосредственно ассортимента, мы существенно сузили продуктовую матрицу,
утвердив минимальный перечень продуктов, которые должны быть в любой торговой
точке. В него вошли локомотивы, в которые мы верим и которые востребованы
потребителем. На полке должны лежать именно они, а не то, что получится.
© предоставила пресс-служба "СИБАГРО"
"Мы развиваем свои каналы продаж. К концу года планируем переформатировать фирменные магазины в Екатеринбурге, расширить в них ассортимент мяса и полуфабрикатов. Начали работу и с каналом доставки, сотрудничаем с крупными сервисами – "Самокат" и "Сбермаркет", – говорит Кирилл Абламейко.
– Но ведь чем меньше наименований продукта,
тем меньше рынок?
– Наоборот, сужение
ассортимента – это подход федеральных игроков. Региональное предприятие
выпускает огромное количество продукции, от ливерной до сырокопченой колбасы,
потому что ему надо занять всю полку локального магазина. Но в сетях, которые
сегодня продают основной объем, полка не резиновая и каждое место на ней стоит
денег.
Если ты "играешь"
на федеральном рынке, у тебя должны быть выверенные позиции (например, несколько
видов сосисок, колбас и деликатесов), которые могут конкурировать на полке с
другими производителями.
– Какая у СИБАГРО сейчас география
реализации?
– Мы
сконцентрированы на Сибири и Урале: основные объемы продаем в Томске,
Новосибирске, Красноярске, Кемерове, Новокузнецке, Алтайском крае, Екатеринбурге,
Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Кроме того, весной холдинг приобрел предприятие в
Старом Осколе (Белгородская область) – "ПРОМАГРО", его продукция пока
продается под старой торговой маркой. Ею мы "закрываем" рынки Москвы,
ЦФО, ЮФО и даже частично СЗФО – расстояния в европейской части страны другие,
не сибирские…
– Мясокомбинаты у вас расположены в Томске,
Новосибирске, Екатеринбурге и Белгородской области. У них у каждого теперь своя
специализация по продукции?
– Было несколько
вариантов, каким образом распределить ассортимент. В итоге мы пришли к тому,
что нельзя основываться только на технических возможностях предприятия – важнее
логистическая цепочка наших основных контрагентов, РЦ (распределительных
центров) сетей. Произвести в Томске, сложить в Новосибирске, а продать в
Екатеринбурге – это существенно дороже, чем произвести в Екатеринбурге и там же
продать.
И самое главное –
сроки, наша цель – доставить продукт в точку максимально свежим. Поэтому в части производства колбас и деликатесов весь
ассортимент дублируется и в УФО (Екатеринбург), и в СФО (Новосибирск), то есть производится
рядом с основными рынками сбыта.
В рамках
полуфабрикатной группы есть специализация: пельмени мы производим в Томске,
рубленые полуфабрикаты (котлеты, купаты) – в Новосибирске. Это замороженные
продукты, и сроки хранения позволяют доставлять их в любую точки Сибири и
Урала.
© предоставила пресс-служба "СИБАГРО"
Уже второй год на мясокомбинатах идут процессы унификации: схем обвалки мяса, ассортимента, рецептур, оборудования, упаковочных решений. Вводятся единые стандарты для всех предприятий – чтобы продукция под брендом СИБАГРО была одинаково качественной в любом городе.
– А потребительское поведение меняется от
региона к региону?
– Могу сказать, что
в Екатеринбурге уже сформирован рынок свежего мяса в потребительской упаковке.
Люди перестают покупать месячный запас в морозилку и переходят на модель
периодического пополнения холодильника, покупая за раз кусочки свинины 0,5-1
кг. В Новосибирске эта тенденция тоже набирает оборот. Но рынок только стартует,
процесс смены модели идет медленно, и мы видим этот тренд только в крупных
городах.
Например, в Томске потребление
свинины более консервативно. Для многих томичей свинина – это история про
стратегический запас в морозильной камере. Люди по привычке идут на рынок.
Разовая покупка составляет 5-7 килограммов и, как правило, покупатели не знают
производителя этого мяса.
Динамично
развивается рынок полуфабрикатов: шашлыки, колбаски для гриля, мясо в
маринадах. Сейчас в СИБАГРО проводится масштабная работа по изучению рынка и
потребительских предпочтений. В 2021 году мы в разы увеличили программу маркетинговых
исследований. Это позволит нам лучше понимать своего потребителя и более точно
попадать в его ожидания.
© предоставила пресс-служба "СИБАГРО"
В четвертом квартале 2021 года запланирован запуск собственного проекта продаж через интернет СИБАГРО МАРКЕТ. Для клиента это возможность заказать доставку мяса онлайн, прямо от производителя, с гарантией качества и безопасности. Сейчас тестируется сайт и мобильное приложение.
– В целом какие вы видите перспективы у
отрасли мясопереработки?
– К сожалению, для
мясопереработки год не очень удачный – сырье крайне дорогое, я бы сказал, рекордно
дорогое за все времена. Все подорожало – мясо, специи, упаковочные материалы,
картон, по ряду позиций – на десятки процентов, при этом сети не принимают
повышение больше 5-7%.
В такой ситуации
многие производители начали снижать качество: пытаются сохранить доходность,
удешевляют рецептуры. Наши сравнительные дегустации говорят о том, что многие конкуренты,
в том числе известные федеральные бренды, сделали крайне рискованные шаги в
плане качества продукции, и потребитель это точно заметит.
СИБАГРО в этом
плане гораздо устойчивее многих: мы обеспечены собственным мясным сырьем,
знаем, где и как оно выращено, всегда уверены в качестве. Никакого изменения
рецептур у нас точно не будет. Это принципиальная позиция акционеров холдинга:
мы выходим на рынок с новым продуктом, и пусть он будет дорогим для нас, но на
компромиссы по качеству мы не пойдем.