ТОМСК, 26 сент – РИА Томск. Ученые Томского государственного университета
изучают, как работа и учеба в онлайн-режиме влияют на здоровье человека и как
справиться со стрессом от постоянного присутствия в цифровой среде. К концу
2023 года они разработают список рекомендаций, которые могут быть использованы
в первую очередь в вузах Большого университета Томска.
Об этом рассказал в интервью РИА Томск завкафедрой
спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ТГУ Леонид
Капилевич.
© РИА Томск. предоставлено пресс-службой Томского госуниверситетаЛеонид Капилевич
Проект "Человек в цифровом пространстве: самоощущение и профилактика
стресса" был запущен ТГУ в начале 2022 года. Он поддержан университетским
грантом фонда имени Дмитрия Менделеева и реализуется в рамках программы "Приоритет
2030".
Ранее сообщалось, что ТГУ вошел в число участников программы повышения
конкурентоспособности вузов РФ "Приоритет 2030" и получил поддержку в
почти один миллиард рублей по треку "Исследовательское лидерство".
Сейчас в ТГУ при поддержке программы "Приоритет 2030" реализуются
пять стратегических проектов: "Технологии безопасности", "Инженерная
биология", "Глобальное изменение Земли: климат, экология, качество
жизни", "Социогуманитарный инжиниринг" и "Открытая
экосистема генерации знаний и технологий – Большой университет Томска".
Всего в программе "Приоритет 2030" участвуют четыре вуза Томска:
ТГУ, политех (ТПУ), госуниверситет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
и Сибирский государственный медуниверситет (СибГМУ). В общей сложности они
получили грантов на сумму более 3,5 миллиарда рублей. На успех повлияло
объединение компетенций вузов в рамках проекта "Большой университет Томска".
Стресс, который мы не выбирали
– Леонид Владимирович, о каких проблемах человека в цифровом пространстве
идет речь в вашем проекте?
– Мы исследуем те аспекты, которые напрямую связаны с физиологическим и
психологическим стрессом и могут привести к проблемам со здоровьем. Физиологию
исследуют ученые факультета физической культуры, кафедры
спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии медицины, а
психологию – исследователи с факультета психологии. Это наш совместный проект.
В общем смысле проблема человека в цифровом пространстве не новая, ей как
минимум лет 10. К нам пришла позднее, в Европе и Азии началась раньше. Это даже
визуально видно.
Например, в Японии перед эскалаторами на полу можно увидеть крупную
надпись: "Осторожно, сейчас будет ступенька". Это сделано для тех
людей, которые ходят, уткнувшись в гаджет, – они увидят надпись на полу на фоне
своего смартфона, а вот таблички на уровне глаз не заметят. Это демонстрирует,
насколько сильно человек погружен в цифровую среду.
До пандемии этой проблеме не уделяли столько внимания, потому что в
цифровом пространстве больше было развлечений для простых людей, туда не было
включена вся наша жизнь. Да, и до этого были люди, работающие дистанционно, но
это был их сознательный выбор. Как полярники выбирают профессию, понимая риски
места, в котором им предстоит жить и работать, так и "удаленщики"
берут на себя всю ответственность.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Цифровым пространством интересовались по двум направлениям. Первое –
нейромаркетинг. Те, кому на этом надо зарабатывать, поняли давно, что через "цифру"
можно воздействовать на человека более эффективно, добиваясь от него
определенного социального поведения, в том числе в покупках. Вполне логично,
что те компании, которые финансировали такие исследования, не торопились
делиться результатами.
Второе – это криминал. Людей убеждают и раскручивают на миллионы рублей. А
это значит, что кто-то проводит серьезные исследования, кто-то их финансирует,
потому что на пустом месте такой эффект не получишь.
А потом началась пандемия, и мы все оказались в цифровом пространстве.
Пандемия выставила эту область на всеобщее обозрение. Миллионы неподготовленных
людей начали работать онлайн, многим пришлось осваивать технологии буквально с
нуля. Пришлось общаться онлайн с друзьями и родственниками, делать покупки,
вести счета. Это оказалось для них стрессом, потому что это не был их выбор.
– По какой причине онлайн-пространство становится стрессом?
– Основная проблема – человек мечется между онлайн и офлайн и не успевает
адаптироваться.
Как физиолог, я хорошо знаю все аспекты адаптации. Самое сложное для любого
организма и физиологически, и психологически – это именно сам процесс
изменений. Когда изменения заканчиваются и устанавливается что-то постоянное,
то живой организм достаточно быстро к этому приспосабливается и начинает
существовать на этом фоне. А момент перехода вызывает самые неприятные
последствия.
Есть понятие "незавершенная адаптация". Приведу в пример
вахтовиков: две недели на работе, две недели дома, и каждый раз они под
влиянием незавершенной адаптации, потому что необходим как минимум месяц на
одном месте, чтобы адаптироваться без вреда для организма. Такая незавершенная
адаптация рано или поздно может привести к проблемам со здоровьем.
Незавершенная адаптация наиболее опасна, потому что она накапливается. Наша
гипотеза: именно это и происходит, когда человеку приходится постоянно
переключаться с онлайна на офлайн и наоборот. Каждый переход выбивает по
чуть-чуть, идет накопление незавершенных адаптаций, что в конце концов приводит
к проблемам.
В настоящее время в научном мире нет четких представлений, как формируется
незавершенная адаптация и другие проблемы человека в цифровой среде, как
предупредить вред для здоровья, с какого момента возникают реальные риски. Мы
хотим ответить на эти вопросы.
Мы изучаем, что происходит в организме человека и психике, как меняется
работа мозга, кровоток, движения глаз, работа сердца, пульс и так далее.
Помощь от науки
– Какие группы вы изучаете в рамках проекта?
– Мы начали исследования с двух категорий. Первая – киберспортсмены.
Область новая, вызывающая среди спортивной общественности большие дискуссии.
Киберспорт официально признан спортом. Хотя те, кто смотрят на него с
классической точки зрения, говорят, мол, да ну, какой это спорт, когда человек
сидит за компьютером, не бежит, не прыгает, не поднимает ничего.
© предоставил Вячеслав Гойко
Но ученые уже видят, что на самом деле это действительно спорт, потому что
реакции со стороны организма киберспортсменов, участвующих в соревнованиях,
такие же, как реакции футболистов, баскетболистов и так далее. Организм
реагирует очень похоже.
Вторая группа – студенты. Мы оцениваем то, что происходит сейчас, когда вуз
перешел на смешанное обучение. Часть студентов учится онлайн, часть – офлайн.
На нашем факультете есть четкое разделение: есть дни только для онлайна, а есть
дни, когда студенты приходит на лекции в университет.
Недопустимая, на мой взгляд, вещь, когда одна пара онлайн, вторая офлайн,
третья снова онлайн. Такое чередование является супернагрузочным, это большое
напряжение. Вся энергия идет на переключение, а на обучение сил уже не
остается.
Мы сравниваем, как студенты реагируют, как себя чувствуют, как адаптируются
к обеим формам занятий, и как сочетают эти формы, что оказывает на них больший
стресс. В зимнюю сессию мы хотим выяснить, какая форма экзаменов для каких
студентов будет более эффективной – в онлайне или офлайне.
– Что станет результатом вашего проекта?
– Мы планируем разработать список рекомендаций и инструментов для преодоления
стресса в цифровой среде для более успешной и быстрой адаптации студентов. Эти
рекомендации в будущем можно будет транслировать на все вузы Большого
университета Томска.
© сайт Томского государственного университета
То, что онлайн является стрессом для тех, кто осваивает новые дисциплины,
это факт. В качестве примера – наш опыт в проекте "Содействие занятости".
У нас есть специфические программы в этом проекте – "Тренер-преподаватель
физической культуры" и "Экскурсовод-гид". Я, как руководитель
этих программ, постоянно контактирую с людьми и вижу их боль.
Преподаватель физкультуры и тренер привыкли бегать и прыгать, а тут
вынуждены учиться онлайн и выполнять задания. Непривычно, не адаптированы.
Половину усилий мы тратим на преодоление этого стресса. Когда начали работать
по этим программам, до конца курса доходили 70%, сейчас – 85%. Потому что мы
изучаем проблему и внедряем определенные инструменты, которые дают эффект.
Набранный опыт позволяет преодолевать онлайн-стресс.
Для справки: ТГУ является одним из трех операторов федерального проекта "Содействие
занятости", который входит в нацпроект "Демография". Обучение по
проекту проводят 140 вузов во всех регионах РФ, всего они предлагают 2,5 тысячи
программ обучения.
В целом сейчас огромное количество людей вовлечено в цифровую среду. Для
молодежи это обучение, для старшего поколения – работа, мы много
государственных услуг получаем онлайн. Мы уже не играем, а выполняем в "цифре"
жизненно важные действия, которые могут повлиять на нашу жизнь в реальности. И
наука может помочь минимизировать стрессовые факторы, помогать людям и обучать
их.