ТОМСК, 4 янв – РИА Томск. Томский Институт оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН в 2023 году рассчитывает продолжить исследования с использованием уникального новосибирского самолета-лаборатории, несмотря на то, что сотрудничество с японскими коллегами, которые ранее оплачивали его аренду, прекратилось; теперь самолет будут арендовать на средства грантов Минобрнауки. Подробнее – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что в Институте
оптики атмосферы имени В. Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии
наук (ИОА СО РАН) работает центр коллективного пользования
"Атмосфера", который, в частности, проводит исследования и мониторинг
атмосферы с помощью летающей лаборатории – самолета Ту-134 "Оптик".
Руководитель лаборатории климатологии атмосферного состава
ИОА СО РАН, профессор Борис Белан рассказал РИА Томск, что самолет-лаборатория
Ту-134 принадлежит Сибирскому научно-исследовательскому институту авиации
(СибНИА, город Новосибирск). ИОА СО РАН его арендует для
научно-исследовательских полетов.
© предоставлено ИОА СО РАН
Ученые на борту самолета-лаборатории
Без иен, но с
грантами
Институт с конца 1990-х годов участвовал в глобальном совместном проекте по мониторингу
состава атмосферы с Национальным институтом исследования окружающей
среды Японии (NIES), который до апреля 2022 года оплачивал аренду судна.
"В апреле 2022 года
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю запретила обмен
данными с недружественными странами (в этот список внесена Япония – Ред.). И
наше сотрудничество в проекте существенно ограничилось", – сказал Белан.
Он добавил, что запрет не позволил и отправить в Японию на
анализ уже отобранные в 2022 году пробы воздуха. Также эта страна не может
теперь переводить деньги на осуществление научных исследований с борта Ту-134
"Оптик".
© Евгений Тамбовцев
Колбы с пробами воздуха для коллег в Японии, которые не удалось отправить
Тем не менее, по словам ученого секретаря ИОА СО РАН Ольги
Тихомировой, в 2023 году институт планирует продолжать свои исследования за
счет выигранных грантов Минобрнауки России.
"В 2023-2025 годах работы с участием
самолета-лаборатории продолжатся в рамках масштабного федерального проекта
"Единая национальная система мониторинга климатически активных
веществ". Борт задействован также и в реализации еще одного проекта – "Исследование
антропогенных и естественных факторов изменений состава воздуха и объектов
окружающей среды в Сибири и Арктики", – отметила Тихомирова.
Белан добавил, что в рамках грантовых проектов институт сможет
обеспечить примерно шесть вылетов самолета-лаборатории. Однако, по словам ученого, в 2023 году
желательно также продолжить сбор данных о составе воздуха над Караканским бором в
Новосибирской области, где с 2004 года регистрируется аномальное повышение
концентрации углекислого газа в атмосфере по сравнению со средним по
планете.
Необходим самолет-лаборатория и для реализации другого
важного проекта, в котором участвуют томские ученые, – это полеты над Карским
морем, над которым в 2020 году зафиксирована высокая концентрация метана –
одного из самых сильных парниковых газов. "Нам нужно установить источник
выхода метана, так как океанологи уверены, что его дало не море", –
пояснил Белан.
© предоставлено ИОА СО РАН
Ученые на борту самолета-лаборатории
Под крылом самолета
Для проведения регулярных исследований институту необходим
свой собственный самолет-лаборатория, говорят ученые. В 2020-2021 годах ИОА СО
РАН уже запрашивал у Минобрнауки РФ около 5 миллиардов рублей на приобретение
борта и научного оборудования. Ответа на заявку не поступало. А в 2022 году
стоимость воздушного судна и приборов, по словам специалистов, существенно выросла.
Действующий самолет СибНИА выпущен в 1988 году. Несмотря на
неплохое техническое состояние, его дальнейшая эксплуатация находится под
вопросом, так как есть вероятность, что в 2023 году сертификат летной годности
ему могут не продлить. К тому же, новосибирские коллеги не всегда готовы предоставить самолет в
аренду, так как ввиду его уникальности судно задействовано в
научных проектах других организаций.
"Несмотря на прогресс в космической технике,
спутниковые системы наблюдения за составом воздуха пока не дают той точности,
которую можно получить с помощью самолета. По этой причине наши зарубежные
коллеги по-прежнему активно используют десятки самолетов-лабораторий", –
отметил Белан.
Он добавил, что в России в принципе и на регулярной основе
должны работать как минимум три летающие лаборатории – для покрытия европейской
части страны, Сибири и Дальнего Востока. "И тогда наша страна сможет вести
климатические исследования на мировом уровне", – говорят ученые.