ТОМСК,
10 сен – РИА Томск, Александр Мазуров. "ТомскРТС" каждое
лето из-за ремонта теплосетей оставляет жителей города без горячей воды. При этом часто нарушаются
сроки ремонта, заявленные мэрией. Многие дома остаются без ГВС и в начале
сентября. Можно ли получить компенсацию за нарушение сроков? Куда нужно
обратиться? Редакция РИА Томск пообщалась с юристом в сфере ЖКХ Владимиром
Фурсиным.
Ранее сообщалось, что томичи активно жалуются на
срывы сроков возобновления подачи ГВС в ходе традиционного летнего ремонта
теплосетей в 2023 году. Многие дома оставались без горячей воды больше месяца.
На 22 августа за ремонтную кампанию сроки подачи горячей воды были сорваны в
379 многоэтажках. На начало сентябре без ГВС в Томске оставалось 199
многоквартирников.
Один пример: по словам жительницы дома на улице Советской,
горячую воду они не могут дождаться уже второй месяц. Отключили воду 10
июля, а возобновить ГВС, согласно графику, должны были 31 числа того же месяца. Однако горячей воды в доме нет до сих пор.
На
сколько можно оставить город без ГВС?
"Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды – восемь часов в течение одного месяца либо четыре часа единовременно. При
аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд. Что касается продолжительности перерыва в связи с
профилактическими работами ежегодными (то, что летом происходит), то раньше в
соответствии с СанПиНом был срок 14 суток, потом его убрали", – рассказал
Фурсин.
По словам юриста, при этом, согласно постановлению
Госстроя, до сих пор действует рекомендация по максимальному сроку отключения: 14
суток. "Администрация Томска, к сожалению, и тогда нарушала, и сейчас,
допуская до трех недель перерыв в графике отключений воды", – добавил он.
В июне 2023 года стало известно, что Роспотребнадзор
намерен запретить отключать горячую воду во время профилактических ремонтов
более чем на 14 дней. За нарушение нового СанПиНа (сейчас в стадии проекта) установлена ответственность
по статье КоАП РФ "Нарушение законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения". То есть
деятельность тепловых компаний за нарушения могут приостановить на 90 суток.
Претензия к УК или ресурсникам
По словам Фурсина, если отключения горячей воды превысили временные рамки, обозначенные в графике отключений, необходимо подать в УК или ресурсоснабжающую организацию претензию с требованием обеспечить "своевременное
и качественное предоставление горячего водоснабжения".
"Нужно разобраться, кто виноват – либо
управляющее лицо, либо снабжающая организация. Если управляющая организация не
подготовила дом, не опрессовала, то виновата будет управляющая организация.
Если подготовила и опрессовала, а ресурсники не подают ГВС… – то виноваты
ресурсники", – сказал юрист.
Кроме того, в случае нарушения сроков жители дома могут обратиться в прокуратуру или облдепартамент ЖКХ и госжилнадзора. В данном
случае "ТомскРТС" могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.
Также в дальнейшем за счет этого обращения будет проще доказать факт нарушения в
суде.
Как сообщалось ранее, в 2023 году госжилнадзор
наложил девять штрафов на АО "ТомскРТС" за нарушения сроков подачи
горячей воды в многоквартирные дома в Томске. При этом сумма штрафа для юрлица
составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Таким образом, по девяти административным
делам в 2023 году АО "ТомскРТС" могло быть оштрафовано максимум на 90
тысяч рублей.
Иск
в суд
По словам юриста, если УК или ресурсоснабжающая не удовлетворила претензии,
после их ответа можно обратиться в суд с иском (к "ТомскРТС" или УК) с требованием предоставить
качественную услугу, возместить убытки и компенсировать моральный вред. Также в иске можно потребовать оштрафовать организацию в пользу потребителей, хотя в
настоящее время суд делает это даже безтребования.
"Сумма требования (штрафа), к сожалению, будет не очень
большая (от 1,5 до 5 тысяч рублей). Но если бы потребители обращались массово,
то дела могли бы рассматриваться и без участия сторон… Например, обратилось 10
тысяч потребителей, а это уже от 30 до 50 миллионов (сумма потенциальных
штрафов). Это было бы, с одной стороны, существенно для ресурсников, с другой
стороны, они бы были завалены судебными делами", – рассказал Фурсин.
Сумма компенсации морального вреда и возмещения
убытков при этом может быть совершенно разной. "В Томской области,
насколько мне известно, нет прецедентов (не было таких дел. – Ред.). Есть
прецеденты взыскания морального вреда от незаконного отключения от
электроэнергии. По стране случаи с горячей водой есть", – добавил он.
В качестве возможного варианта убытка от отключения ГВС юрист привел
приобретение бойлера.
"Если человек докажет, что он вынужден был
купить бойлер, чтобы пользоваться им в связи с тем, что у него не было горячей воды, ему
могут возместить стоимость оборудования и его установку. Докажет, что у него либо
инвалиды, либо дети, что ему горячая вода жизненно необходима, кипятить в
чайнике нецелесообразно, потому что большой объем требуется", – пояснил
Фурсин.
Он добавил, что, так как на сегодня прецедентов
еще нет, первому из обращающихся в суд лучше проконсультироваться, например, с
бесплатным юристом. После создания
прецедента, шаблона, остальные обращения будут оформляться значительно легче.