ТОМСК, 22 сен – РИА Томск. Специалисты Инжинирингового
химико-технологического центра (ИХТЦ) Томского госуниверситета (ТГУ) изготовят
компоненты системы безопасности новых российских суперджетов SJ-100 – конвертеры озона; до
марта 2024 года это оборудование получат 22 самолета, сообщается в пятницу на сайте
вуза.
Как сообщалось ранее, в августе 2023 года свой первый полет выполнил
опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100. Он изготовлен
по программе импортозамещения систем и компонентов производственным центром ПАО
"Яковлев" (входит в ОАК Госкорпорации "Ростех") и
оборудован озоновыми и кислородными системами, разработанными в ИХТЦ ТГУ.
"На SJ-100 установлено оборудование для обеспечения безопасности
полетов – это два конвертера озона, созданные химиками ТГУ и сотрудниками
Инжинирингового химико-технологического центра. До марта 2024 года ИХТЦ
изготовит и поставит подобное оборудование для 22-х новых самолетов", –
говорится в сообщении.
Уточняется, что конвертеры озона – обязательная составляющая системы
безопасности каждого самолета. На высоте до 11 тысяч метров самолет попадает
область с высокой концентрации озона, и попадание забортного воздуха в кабину
без очистки недопустимо. По международным правилам, в салонах малых самолетов
устанавливаются по два конвертера озона, в больших – до шести. Ранее такие
конвертеры изготавливали только в США и Германии.
© РИА Томск. Никита Гольцов
"Теперь у России есть свое производство в Томске. Ранее на базе химического
факультета ТГУ научная группа под руководством Сергея Галанова разработала
катализатор, который эффективно преобразует опасный для человека O₃ (озон) в безопасный О₂ (кислород). Производство конвертеров
с данным каталитическим материалом налажено на площадке ИХТЦ ТГУ", – сообщает
пресс-служба.
По данным ТГУ, в настоящее время конвертеры для новых российских самолетов
тестируются в Тамбове на базе Росхимзащиты, основные испытания проводятся в
Москве в ОКБ "Кристалл".
Ранее вуз сообщал, что в 2021 году ИХТЦ получил государственную лицензию на
разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники за исключением
беспилотников.