ТОМСК, 22 мая – РИА Томск. Представители вузов России
обсудили в четверг в Томском госуниверситете (ТГУ) проблему нехватки кадров в
химической отрасли страны в рамках форума U-NOVUS; по мнению экспертов, для восполнения
дефицита нужно не только "завлекать" в профессию со школы, но и повышать
компетенцию учителей химии, передает корреспондент РИА Томск.
Ранее сообщалось, что химическая отрасль России
испытывает дефицит кадров: не хватает от 20 до 35 тысяч специалистов. От нехватки
"рабочих рук" страдает целый ряд отраслей химии, начиная от производства медицинского оборудования и заканчивая косметологией. Чтобы решить проблему
кадрового голода, государству необходимо привлекать абитуриентов в химические
институты.
Ранее также сообщалось, что томские университеты выпускают
около 7-10% специалистов химической отрасли России. ТГУ входит в число
университетов, участвующих в разработке стратегии развития химической отрасли
России до 2035 года. Среди задач, стоящих перед участниками проекта: проанализировать
текущее состояние химической отрасли в России и изучить перспективы развития
отрасли в каждом регионе.
Любовь к химии со школьной скамьи
По словам замдиректора института по образованию и новому
приему Уральского федерального университета Светланы Заницкой, дефицит кадров отрасли
затрагивает в том числе и учителей химии. Количество педагогов сокращается. Многие
школы имеют хорошее оборудование, но учителя не всегда могут им воспользоваться.
"Коллеги говорили, что учителя боятся сдавать ЕГЭ по
химии. Это не говорит о том, что учителя плохие. Они очень давно учились, а
химия все это время шла вперед. Нынешним
учителям просто не хватает знаний, которые бы они передавали своим ученикам и
которые бы в конечном итоге вызывали самое главное – любовь к химии, понимание ее
волшебства, ее возможностей", – отметила Заницкая.
© РИА Томск. Пресс-служба ТГУ
Как рассказал и.о. декана химического факультета ТГУ
Алексей Князев, среди школьников и их родителей бытует стереотип, что после
выпуска из университета химики работают только учителями, хотя на деле у выпускника
химфака большой выбор должностей и мест работы. Так, из-за нехватки кадров
ведущий технолог производства косметических средств получает зарплату от
миллиона рублей в месяц.
"Химия начинается с 7-8 класса. Как донести, что ее
нужно учить, потому что это образование потом может пригодиться? Один из наших
томских рецептов: мы должны выступить объединенной коалицией. Университеты
могут и должны конкурировать между собой, но те вузы, которые набирают химиков,
должны вместе популяризировать профессию", – отметил Князев.
Реализуемые проекты по всей стране
Как рассказала директор института дополнительного
образования Казанского национального исследовательского технологического
университета (КНИТУ) Юлия Зиятдинова, на базе вуза реализуется проект по
расширению представления школьников о химических профессиях. Планируется также
запустить онлайн-курс для педагогов, которые готовят школьников к ЕГЭ по химии.
© РИА Томск. Никита Гольцов
Юлия Зиятдинова
Директор института тонких химических технологий
Российского технологического университета Михаил Маслов рассказал, что в 2019
году на базе вуза был открыт технопарк для предпрофессиональной ориентации
школьников по программам химии. Работа в технопарке сфокусирована на
практической подготовке: работа в лабораториях, выполнение групповых проектов.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Кроме того, РТУ МИРЭА также подал заявку в Министерство науки
и высшего образования на реализацию проекта, ориентированного на подготовку
учителей химии. Схожий проект планирует реализовать и УрФУ. В его рамках для
учителей планируется практикумы, на которых их обучат пользоваться современным лабораторным
оборудованием, которые стоит в школьных классах.
"Это проекты по уменьшению неопределенности для
детей, родителей и учителей. Мы все знаем, что на психологическом уровне
неопределенность – это всегда страх. Вот отсюда он и возникает. Не все у нас
уже знают об успехах развития нашей промышленности, в том числе и химической. И
вот с этим надо работать", – отметила замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Елена Мирюгина.