ТОМСК, 1 сен – РИА Томск. Онлайн-курс нобелевского лауреата об изменении климата,
исследования о влиянии изучения русского и китайского языков на математические способности человека, совместные образовательные программы
с университетами Франции, Италии, Португалии – эти и многие другие проекты
стартовали за последние два года в Томском госуниверситете (ТГУ), который
стремится попасть в сотню лучших в мире вузов.
Проректор по программам развития вуза Дмитрий Сухушин
рассказал корреспонденту РИА Томск, как ТГУ повышает свой статус и
конкурентоспособность, что поможет вузу попасть в мировые рейтинги и чем
полезны Томску иностранные молодые ученые.
Ранее сообщалось, что ТГУ вошел в число ведущих вузов
России, которые прошли конкурсный отбор и получат субсидии на продвижение в международных
рейтингах, международном научном и образовательном пространстве. В
соответствии с указом президента, к 2020 году не менее пяти российских
университетов должны войти в сотню лучших в мире, не менее 15 – в ТОР-200.
- Дмитрий Валерьевич, в первую очередь хочется понять,
каким ТГУ видит себя к 2020 году. На какие мировые университеты вы равняетесь?
- У каждого российского вуза есть свое видение того, к чему
он стремится. Это видение зафиксировано в целевой модели. А целевая модель, в
свою очередь, - это его стратегическая перспектива: как раз то, каким
университет видит себя через 10-20 лет.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Что касается равнения на другие университеты, практика
показывает, что использование чужого даже самого передового опыта не является
залогом победы. Формула успеха у каждого вуза должна быть своя. Необходимо
определить для себя приоритетные направления и добиться в них мирового
лидерства. ТГУ пошел именно по этому пути. Мы намерены развивать то лучшее, что
у нас есть, и создавать новые перспективные направления.
Одним из направлений, на котором мы сконцентрировались,
является интеграция научных школ Томского
государственного университета в международное научно-образовательное
пространство. На базе сильнейших из них созданы шесть центров превосходства: в
области теоретической физики, исследования биоты, климата и ландшафтов, в
области высокой медицины и ряд других.
Сегодня все прорывы совершаются на междисциплинарных
платформах – и университет сосредоточил усилия именно на этом поле. Наши центры
работают в междисциплинарной плоскости, и классическая особенность ТГУ стала
конкурентным преимуществом.
Другим приоритетным направлением является повышение
публикационной активности ученых Томского государственного университета и рост
импакт-фактора журналов, издаваемых в ТГУ. В этой области тоже есть
определенные достижения. К примеру, в 2013 году в изданиях, индексируемых
такими базами цитирования, как Scopusи
Webofscience, у нас
вышло чуть более 400 статей. В 2014 году число публикаций достигло 1,2 тысячи,
то есть произошел настоящий рывок.
Сохраняя свои лучшие традиции, ТГУ идет по собственному
пути, постоянно ищет новые возможности реализации своего научного и образовательного
потенциала. При этом мы с большим интересом относимся к опыту других вузов,
изучаем практики ведущих университетов мира, сделавших в своем развитии большой
шаг вперед. Особенно интересны для нас классические университеты с многолетней
историей: Утрехтский университет, Лундский университет, Национальный
университет Тайваня.
© предоставлено пресс-службой ТГУ
В плане организации сетевого взаимодействия очень любопытен
опыт Фуданьского университета. Техасскому университету в Остине удается
органично сочетать учебную деятельность и традиционную схему управления, там
успешно реализована матричная структура управления. Эти пять университетов
входят в сотню ведущих мировых рейтингов, у них есть чему поучиться.
- Программа продвижения российских вузов предполагает
обширный список мероприятий, в том числе привлечение иностранных специалистов с
управленческим опытом.
- Речь идет о том, что в условиях повышения
конкурентоспособности вуза предлагается изменение управленческих практик,
применение лучшего опыта. И это не внешние обязательства для выполнения
проекта, которые навязывают вузу, а одна из хороших возможностей.
Понятно, что решение задач конкурентоспособности связано с
теми компетенциями, которые российские университеты развивали в меньшей
степени, в том числе это управление, реализация рейтинговых стратегий. Мировые
университеты этими компетенциями располагают.
Профессионализации управления можно достичь, привлекая
иностранных специалистов и обучая своих. ТГУ идет прежде всего вторым путем.
Потому что есть среда и академическое сообщество, а задача управления
университетом с учетом принципов автономии самоорганизации очень сложна. И в
большей степени такие задачи могут решать люди, разделяющие университетские
ценности.
Поэтому подготовка кадрового резерва, реализация программ
повышения квалификации, знакомство с лучшими управленческими практиками – это
тот механизм, который прежде всего реализует ТГУ.
Привлечение иностранных специалистов - также
эффективный инструмент развития управления. Например, Юрген Абендшайн - один
из лучших специалистов Германии в области программ дополнительного образования
и оценки качества образовательных программ - организует международную
аккредитацию программ.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Привлеченные иностранные специалисты руководят
лабораториями мирового уровня. Они привносят компетенции мирового уровня по
управлению организации исследовательской деятельности. Это позволяет нам
создавать и развивать лаборатории мирового уровня.
- С каждым годом в ТГУ появляется все больше и молодых
иностранных ученых.
- Да, и именно молодые специалисты, имеющие опыт работы,
составляют основную силу, которая обеспечивает исследовательскую деятельность в
зарубежных университетах. Эта позиция называется постдок. У нас она введена. Мы
провели соответствующий конкурс, используя зарубежные площадки, и приняли в
лаборатории в 2014 году более 20 постдоков дополнительно к тем молодым ученым,
которые уже работают.
К примеру, в июле ТГУ встретил представителя университета
Сан-Паулу Тьяго Адорно. Это первый бразильский ученый, который приехал в ТГУ по
программе постдокторантуры.
Тьяго Адорно проведет в Томске три года – будет работать в
лаборатории квантовой теории интенсивных полей совместно с физиками-теоретиками
ТГУ. Молодой ученый приехал не один, а со своей супругой Стефани, которая
планирует поступить в ТГУ на одну из международных программ по экономике.
Сибирские морозы не страшны, если есть возможность заниматься наукой в одном из
лучших университетов мира!
- Как завлечь иностранных молодых ученых в университет в
Сибири?
- Тут главное - не оказаться в плену стереотипов. Иногда
кажется, что единственный фактор, позволяющий привлечь иностранных
специалистов, это деньги. Немаловажное условие, но не основное.
Важна среда, в которой оказывается ученый:
интеллектуальная, культурная, исследовательская. И насколько она способствует развитию способностей. Можно сказать, за последние два года
привлекательная для иностранных специалистов среда с возможностями самореализации
в ТГУ создана.
© Валерий Доронин
Например, у нас работает постдок Роберто Кацолла Гатти,
специалист по биоразнообразию и экологии. Он работает в центре исследований
биоты, климата и ландшафтов "БиоКлимЛанд" и готовится вести у
студентов биологического института ТГУ курсы по своему профилю.
Бакалавриат Роберто был посвящен изучению морских ресурсов,
степень PhD он получил в области экологии тропических лесов. Позже изучал самые
разные экосистемы и тесную связь между охраной окружающей среды и международной
политикой, увлекался антропологией. Работал не только в Италии, но и в Сербии,
Индонезии, Индии, в странах Африки.
Старался изучить основные экологические модели и стратегии
выживания видов, чтобы понять, как они взаимодействуют и адаптируются к
меняющимся условиям окружающей среды. В Сибири Роберто впервые встретился с
северными экосистемами, поэтому пока еще определяется, что конкретно будет
изучать здесь.
Роберто привлекла прежде всего идея совмещения
исследований с преподаванием, именно поэтому он выбрал Томский госуниверситет и
заключил с нами контракт на три года.
- Откуда едут постдоки?
- Со всего мира. Есть постдоки из Индии, Европы, Южной
Америки. Это такой глобализированный рынок молодых ученых.
- Сегодня все чаще в университете можно услышать английскую
речь, причем не только на факультете иностранных языков. Понятно, что
английский необходим университету, который стремится в мировые рейтинги. Как
ТГУ развивается в этом направлении?
- У нас реализуется проект интернационализации
университетской среды. Есть возможность для изучения иностранного языка
преподавателями, управленческим персоналом, исследователями. Здесь надо
ставить грань между внедрением языка и стимулированием к изучению языка.
Стимул понятен: в ТГУ значительно увеличилось число студентов,
готовых прослушать курс на английском языке. Преподаватели активно готовят эти
курсы. Общение на английском не является чем-то из ряда вон выходящим, а
становится привычной практикой.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Сегодня одно из слагаемых конкурентоспособности – уверенное
владение английским языком. Это позволяет учиться, заниматься наукой и работать
в любой точке мира. В ТГУ уже много лет существует Английский разговорный клуб,
в рамках которого происходит неформальное общение студентов, интересующихся
историей, культурой, традициями Америки и других англоговорящих стран.
С каждым годом этот клуб посещает все больше студентов. Они
не только изучают литературу, активно общаются, но и реализуют различные
креативные проекты: сами пишут сценарии, подбирают музыку. Благодаря этим навыкам
они более успешно адаптируются в языковой среде, когда оказываются за рубежом.
За последние годы в разы увеличилось и количество визитов
иностранных делегаций. Члены Международного совета по повышению
конкурентоспособности оценили наши успехи, в том числе и по уровню владения
английским языком.
ТГУ - единственный вуз, который представил дорожную
карту и провел экскурсию для членов совета по научным лабораториям и
социально-значимым объектам ТГУ длиной в несколько часов исключительно на
английском языке. Для представления масштабности данного мероприятия - было
задействовано свыше 150 сотрудников.
- Как в настоящее время развивается сотрудничество
ученых ТГУ с иностранными научными организациями и университетами? Не
приостановлены ли научные проекты на фоне политической и экономической
ситуации?
- В основе нашей программы лежит международная
деятельность, поэтому требуется больше ресурсов для выполнения наших
обязательств и проведения мероприятий, так как сложившаяся ситуация влияет на
увеличение наших затрат в рублевом эквиваленте.
В целом, ограничение сотрудничества в меньшей степени
чувствуется в университете. Потому что в академическом сообществе все понимают
важность партнерства. Кооперация с другими университетами – одна из задач
повышения конкурентоспособности.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Современные исследования устроены таким образом, что акцент
делается на международные исследовательские сети. И все наши ведущие
лаборатории входят в такие сети. Это исследовательская практика
междисциплинарного разделения труда.
Интересным опытом взаимодействия с ведущими зарубежными
учеными является создание нового онлайн-курса по вопросам изменения климата.
Автором курса является нобелевский лауреат, профессор университета Шеффилда и
ТГУ Терри Каллаган. Лекции посвящены широкой тематике: климат, ландшафты,
растительность, биоразнообразие, вечная мерзлота и так далее.
Особое внимание уделено проблемам, с которыми уже сегодня
сталкиваются люди, живущие в экологически уязвимых регионах планеты. В
последней лекции доктор Каллаган расскажет о том, какие исследования в области
последствий глобального потепления ведут члены международной сети станций
INTERACT, куда входит и станция ТГУ "Актру". Каждая лекция
завершается итоговым видеовопросом, который задают слушателям курса участники
летней школы ТГУ в Горном Алтае.
Еще в одном любопытном проекте участвуют ученые лаборатории
когнитивных исследований языка ТГУ и Пекинского педагогического университета.
Они будут проводить совместные когнитивные исследования, изучающие
особенности математического обучения.
Это изучение того, как различные языки влияют на
пространственные и математические когниции человека. В настоящее время по этому
поводу существуют самые разные гипотезы. Их и должны проверить совместные
исследования.
- Как вы оцениваете в целом выполнение условий программы
повышения конкурентоспособности в Томском госуниверситете? И темпы развития
университета? Успеваете к 2020 году?
- Успеваем. В настоящее время мы движемся в соответствии со
сроками и требованиями, прописанными в программе. Это первая сторона вопроса.
Например, в текущем году в ТГУ создана исследовательская
группа для участия в работах на Большом андронном коллайдере (БАК) ЦЕРН в
составе международной коллаборации АТЛАС (открытие бозона Хиггса, Нобелевская
премия по физике за 2014 год). В состав коллаборации входит более 80
исследовательских организаций и университетов со всего мира, главным образом из
стран ЕС, США, Японии, Китая, Бразилии, Чили.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Также была сформирована программа работ, которая получила
одобрение научно-координационного комитета Курчатовского института, группы
АТЛАС Брукхейвенской Национальной лаборатории (США) и была поддержана
руководством коллаборации АТЛАС. В июне ТГУ был принят в АТЛАС в статусе
ассоциированного члена. А после выполнения первоначального плана работы
планируется вхождение в статусе полноправного члена.
Вторая сторона связана с рейтинговыми показателями, которые являются следствием повышения результатов и роста качества исследовательской и
образовательной деятельности. Представляется, что в этом направлении мы сделали
шаги.
С 2014 года реализуется междисциплинарная программа
WorldWide Study совместно с Университетом Вероны (Италия), в рамках которой ТГУ
выбран стратегическим партнером. Внедрение данной программы ранее
обуславливалось устоявшимися научно-техническими связями ведущих
исследовательских групп университетов в области информационных технологий и
дискретной математики.
Реализуется магистерская программа "Региональные
исследования Восточной Азии", которая нацелена на подготовку
высокопрофессиональных специалистов по странам Восточной Азии с фокусом на
Китае как ключевом государстве региона и ведущем экономическом и политическом
партнере Российской Федерации совместно с университетом Фэн-Цзя (Китай).
Репутация университета, признание результатов работы наших
ученых в мировом академическом сообществе возросли. Это отражается на рейтингах
университета, на готовности других с нами сотрудничать, на росте числа
публикаций, цитирования, на кооперации.
И теперь нужно сделать следующий шаг – значительно усилить
качество исследований и образования. Это задача следующего этапа программы
повышения конкурентоспособности.