ТОМСК, 10 ноя – РИА Томск. Пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) третьего и четвертого классов может в ближайшие годы появиться в городе Северск Томской области. В декабре предстоят общественные слушания, на которых жители региона должны высказать свое мнение. Но до сих пор многие не понимают, что именно появится рядом с областным центром и будет ли объект опасен жителям области.
Ответы на эти вопросы корреспондент РИА Томск пыталась найти вместе с экспертами в Свердловской области, где подобный ПЗРО уже построен и готовится к вводу в эксплуатацию.
Эти "страшные" РАО
Со стороны новоуральский ПЗРО почти не виден: нас, делегацию Томской области, приехавшую посмотреть и понять "что же у нас все-таки собираются строить", привезли на площадку около Уральского электрохимического комбината (УЭХК) после октябрьского снегопада. Пункт находится на холме. Точнее – в холме, над поверхностью конструкция возвышается буквально на метр. В мире это стандартное решение – делать подобные объекты сразу под поверхностью земли.
Фотографировать строго запрещено, поэтому стараемся все запомнить – холм, который с виду не отличишь от других точно таких же уральских пригорков, окружен забором.
Эксперты объясняют – ПЗРО строятся в прямом смысле слова на века. Их задача – стать полностью изолированным бункером, где радиоактивные отходы (РАО) могли бы храниться, не угрожая безопасности людей и природы, до тех пор, пока не перестанут быть радиоактивными. Новоуральский пункт в России пока единственный, подобные объекты в других регионах еще не начинали строить.
При этом необходимо понимать, что РАО – это вещества и предметы, которые содержат радиоактивные нуклиды. Они не пригодны к дальнейшему использованию, в отличие от отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которое может быть полезно, если его определенным образом переработать. Кроме того, в отличие от ОЯТ, РАО нельзя ввозить и вывозить из России.
Логично, что если мусор нельзя переработать и повторно использовать, его необходимо утилизировать.
Руководитель центра по связям с общественностью "Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами" (НО РАО) Никита Медянцев поясняет, что система, которая позволила бы решить вопрос с захоронением РАО всех типов, в России только создается.
Так, в 2011 году законодательство РФ было приведено в соответствие с международными стандартами – объединенной конвенцией Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). После этого в стране были созданы несколько организаций, в том числе – НО РАО, которые должны отвечать за весь процесс захоронения: от момента, когда отходы уходят с предприятия, до создания зеленой лужайки над ПЗРО.
"Обращение с РАО, которые появились до вступления в силу закона, будет финансироваться из госбюджета. Сейчас создается система финансирования по финальной изоляции РАО, наработанных после этого. Фактически, она будет осуществляться за счет предприятий, нарабатывающих РАО. Это увеличит их траты и, мы надеемся, станет стимулом к изменению технологий, чтобы снизить уровень РАО", – рассказал Медянцев.
РАО бывают разные
Он пояснил, что, по данным, представленным Россией в МАГАТЭ, на территории страны на тот момент находилось около 508 миллионов кубических метров РАО. При этом отходы делятся на шесть типов, каждый из которых требует своих условий для захоронения.
Отходы шестого класса, особо низкоактивные, – фактически отвалы предприятий по добыче и переработки урановых руд и другого природного сырья, которые в мире, чаще всего, не принимаются за РАО. Их захоронение не вызывает особых трудностей.
Отходы пятого класса – это жидкие РАО. Часть из них должны переводиться в твердую форму и быть захоронены по условиям того класса, к которому будут относиться после обработки.
Вторая часть – низкоактивные и среднеактивные жидкие РАО – могут быть изолированы без изменения состояния, и с ними проблема в России успешно решается. Уже созданы три пункта захоронения: около Северска, Дмитровограда (Ульяновская область) и Железногорска (Красноярский край).
Предполагается, что в ближайшие годы, с изменением технологий производства, эти отходы перестанут вырабатываться. К пятому классу относится основная часть РАО в России.
А вот с другими типами отходов все не так просто.
РАО первого класса – это высокоактивные твердые РАО с тепловыделением, второго класса – высокоактивные твердые РАО с незначительным тепловыделением, среднеактивные отходы с долгоживущими радионуклидами и отработавшие источники ионизирующего излучения (ОИИИ, объекты и приборы, содержащие радиоактивный материал или способные испускать ионизирующее излучение), первой и второй категорий опасности. Они должны быть захоронены в глубинных хранилищах.
Третий класс – твердые среднеактивные отходы с короткоживущими радионуклидами, низкоактивные РАО с долгоживущими радионуклидами и ОИИИ третьей категории опасности. Четвертый – твердые низкоактивные РАО с короткоживущими радионуклидами и очень низкоактивные отходы и ОИИИ четвертой и пятой категории. Для этих РАО допускается изоляция в приповерхностных (до 100 метров глубиной) объектах.
"РАО первого и второго класса – это, в основном, отходы переработки ядерного топлива. Третий-четвертый класс – от производственной деятельности предприятий Росатома, "ТВЭЛа" (топливная компания Росатома): ветошь, строительный мусор, который загрязнен, спецодежда и другие отходы средней и низкой активности", – уточнил Медянцев.
По его словам, единственный в РФ пункт захоронения для отходов первого и второго класса, к которому предъявляются самые строгие требования, планируется создать на глубине 450-525 метров в толще скалы около Железногорска. Однако, если он начнет работать, то это случится не раньше 2029 года.
Первый этап – строительство специального лабораторного комплекса, который позволит понять, насколько безопасно создание ПЗРО и возможно ли его вообще построить в этом месте. В настоящее время в Железногорске прошли общественные слушания по материалам обоснования лицензии строительства подземной исследовательской лаборатории.
Генплан для ПЗРО
Сложнее ситуация обстоит с РАО третьего и четвертого классов: этих отходов гораздо больше и производятся они в разных частях страны.
"Прогнозное количество РАО (третьего и четвертого классов), которые будут наработаны до 2025 года: наибольшее количество в Центральном федеральном округе – более 125 тысяч кубометров; в Северо-Западном федеральном округе – 104 тысячи; на третьем месте Уральский федеральный округ – там, по прогнозам, будет наработано 70,5 тысячи; порядка 65 тысяч кубических метров – Сибирь", – сказал представитель НО РАО.
По его информации, за ближайшие 10 лет российские предприятия произведут в сумме порядка 400 тысяч кубических метров РАО третьего-четвертого класса. "Данные могут еще поменяться, потому что предприятия рассчитывают исходя из действующих технологий, но с изменением технологий будут снижаться объемы производства РАО", – отметил Медянцев.
Он уточнил, что в настоящее время в стране идет процесс регистрации всех РАО этих классов. Кроме оценки общего объема отходов специалисты осматривают места хранения и захоронения материалов, чтобы понять, какие из пунктов соответствуют требованиям, а какие требуют усовершенствования.
Параллельно решается вопрос о строительстве четырех ПЗРО для отходов третьего и четвертого классов.
"Безусловно, главный критерий, которым мы пользуемся при размещении ПЗРО, – геологическая обстановка, так как безопасность важнее всего. Но второй критерий – приближенность к местам производства РАО – это тоже безопасность, так как транспортировка тоже предполагает определенные риски, хоть мы и не знаем, чтобы были случаи при транспортировке РАО в России", – подчеркнул представитель НО РАО.
Он добавил, что также следует учитывать экономическую целесообразность транспортировки. "Существуют определенные правила перевозки РАО: контейнеры, меры безопасности… Даже самая большая машина больше двух кубических метров взять не может. А теперь поделите на это уже накопленные РАО и то, что до 2025 года будет наработано?", – пояснил Медянцев.
НО РАО планирует, что пункт на северо-западе страны (пока рассматривается город Сосновый бор Ленинградской области) будет обслуживать предприятия региона, в частности Ленинградскую АЭС; пункт в республике Калмыкия – для потребностей Центрального федерального округа, в Озерске Челябинской области – для уральских предприятий и в Северске – в первую очередь, для Сибирского химического комбината (СХК).
Кроме того, готовится к запуску первый в стране ПЗРО в Новоуральске Свердловской области – его несколько лет назад начал строить для своих нужд УЭХК, входящий в структуру Росатома. Теперь этот пункт перешел к НО РАО.
"Намусорил" – убери
У входа на новоуральский ПЗРО с одной стороны находится пропускной пункт, с другой – кран подземного пожарного резервуара, запасов воды в котором должно хватить, чтобы потушить пожар на объекте. Система регулярно проходит проверку. За "входной" частью находится сам холм, где расположено само хранилище – вот и весь объект.
"На сегодняшний день построена первая очередь: административно-бытовое здание, пожарные резервуары и первое хранилище (на 10 тысяч кубометров) 140 метров длиной, 24 (метра) шириной, семь (метров) глубиной. Будет три очереди, весь объект рассчитан на 20 тысяч кубометров. Думаю, первые РАО примем уже в 2016 году", – рассказывает гостям руководитель новоуральского отделения НО РАО Вячеслав Александров.
Он поясняет, что система захоронения предполагает несколько уровней изоляции РАО. Сначала отходы помещают в 200-литровые металлические бочки со стенками толщиной 1,2 миллиметра. По три бочки устанавливают в бетонный контейнер с толщиной стенок 15 сантиметров. Несколько рядов контейнеров, установленных друг на дружку, помещают в железобетонный отсек со стенками толщиной 70 сантиметров.
Контейнеры устанавливаются внутрь ПЗРО с помощью специального полуавтоматического крана, что не требует присутствия человека в самом помещении. После заполнения отсека он закрывается сверху специальными плитами. Кроме того, пункт укрывается "одеялом" и стоит на двухметровой "подушке" из специальной бентонитовой глины, которая не позволит радионуклидам попасть во внешнюю среду, если разрушится бетон.
"Специалисты смогли дать гарантию на 300 лет", – подчеркивает Александров.
Над ПЗРО, когда он будет заполнен и запечатан, предполагается сделать "зеленую лужайку". А чтобы потомки не вздумали открывать хранилище или выращивать над ним пшеницу, для них будет оставлен пакет документов, объясняющий, что находится под холмом.
Бочка и контейнер – такие же, как те, в которых будут захоранивать РАО, стоят рядом со стеной пункта. Их используют как демонстрационные образцы: несмотря на режим объекта, сюда регулярно водят экскурсии, так как власти Новоуральска и представители Росатома активно объясняют жителям, что ПЗРО – это не страшно.
Жители Новоуральска уже начали шутить на эту тему: "Ведь глупо было бы нести мусорное ведро не в свой мусоропровод, а в соседний город? Так и здесь – сами намусорили, сами убрали".
Сверху отсек ПЗРО выглядит как пустой заводской цех – те же бетонные стены и колонны. Сейчас он стоит без крыши, так как пункт готовят к лицензированию, и специалисты проводят различные оценки и проверки. В рабочем состоянии он будет закрыт сверху бетонными или железными плитами, потому что в него ни в коем случае не должна попадать вода – главный "переносчик" радиоактивных веществ.
Именно из-за этой потенциальной опасности к объекту не подведен водопровод, воду сюда привозят и увозят в специальных контейнерах. Когда пункт начнет работать, специалисты будут регулярно оценивать состояние окружающей среды: воздуха, почвы, воды и другие параметры.
Итак, почему Северск?
По словам Медянцева, в Северске сошлись все факторы для строительства ПЗРО: надежная с геологической точки зрения площадка, возможность создать безопасный пункт и близость СХК, откуда будет поступать большая часть РАО.
Пункт планируется построить в 2019-2021 годах, его проектный объем – 150 тысяч кубических метров. Он будет размещен на площадке в санитарно-защитной зоне СХК, ранее задействованной в промышленной деятельности, и новые территории не будут вовлекаться в оборот.
"То, что будет создаваться в Северске, будет немного отличаться от того, что создается здесь (в Новоуральске). Но принципиально схема та же: заглубленная конструкция, такой же глиняный "мешок", дальше бетонное сооружение, внутри будут устанавливаться контейнеры, в которых бочки", – пояснил Медянцев РИА Томск.
Однако, по его словам, возможны незначительные технологические изменения: например, другие размеры отсеков, как следствие – иная конструкция крана и, возможно, крыши. "Проекта еще нет, он будет создаваться уже после проведения предварительной оценки воздействия на окружающую среду. И тогда уже будет понятно, какой конкретно он будет", – добавил Медянцев.
Кроме того, в отличие от новоуральского, северский ПЗРО расположится на ровной площадке. Теоретически, это позволит достроить новые отсеки к пункту захоронения. А вот объем объекта УЭХК фиксированный – из-за резкого перепада высот на площадке.
Ранее сообщалось, что ежегодно в хранилище будет загружаться порядка 15 тысяч кубических метров короткоживущих среднеактивных, низкоактивных и очень низкоактивных отходов. Предполагаемый срок эксплуатации объекта – с 2021 по 2041 годы.
Общий объем инвестиций в проект оценивается в 2,8 миллиарда рублей в ценах 2015 года, ежегодные расходы с момента ввода пункта в эксплуатацию составят 100 миллионов рублей. Первые общественные слушания, где жители Томской области смогут высказать свое мнение о проекте, пройдут 25 декабря.