RIATOMSK.RU
+4°C
27 апреля 2024  |  
0:12
  |  
+4°C
9:57  4 октября 2016 г.

Оценка для учителя: томский эксперт о хороших и плохих педагогах

Сапунова Карина Владимировна
© РИА Томск. Олег АсратянОценка для учителя: томский эксперт о хороших и плохих педагогах

ТОМСК, 4 окт – РИА Томск. Первый месяц учебного года закончился, и, по словам психолога Томского государственного педуниверситета Юлии Петровой, уже можно делать выводы о том, насколько хорошие учителя достались вашему ребенку. О том, как вычислить плохого педагога, и о чем можно узнать, играя с ребенком в школу – в материале РИА Томск.

Идеальный вариант

"Я, как психолог, обратилась бы к Сухомлинскому (Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор. – Ред.), который говорил, что лучший учитель – это тот, кто общается с ребенком, видя в нем друга и единомышленника. Такой учитель очень четко представляет, чем живет ребенок и что для него может стать точкой роста", – рассказала Петрова.

Это связано с тем, что дети, как правило, лучше усваивают информацию через эмоциональную связь с педагогом, и при этом не имеет значения ни возраст учителя, ни его опыт работы. Гораздо важнее его отношение к ребенку и интерес к своей работе.

"Педагог должен ориентировать ребенка на что-то так, чтобы ребенок хотел это делать. Можно рассказать о яблоке как о чем-то очень вкусном и соблазнить человека съесть это яблоко. А можно говорить как о круглом предмете красного или зеленого цвета, назвать все его характеристики, но желания попробовать яблоко у слушателя не возникнет", – пояснила психолог.

При этом интерес учителя, по мнению Петровой, должен заключаться не только в том, чтобы увлекательно преподнести материал на уроке или привлечь детей к участию в олимпиадах или концертам. Необходимо учитывать, какая обстановка в семье у ребенка, на что при его воспитании делают упор родители.

А чтобы вовлечь родителей в процесс обучения ребенка в школе, педагогу необходимо с ними просто разговаривать, рассказывая об успехах и неудачах ученика.

Вся эта информация поможет найти подход к любому ученику (например, модель общения родителей с ребенком можно применять при работе с ним в школе) и найти корень проблем, если есть какие-то сложности в поведении или восприятии информации. А, знание культурных особенностей окружения детей (к примеру, если они растут в очень религиозной семье) поможет избежать ошибок и конфликтов.

© РИА Томск. Алена Хлестунова
Школа
Петрова добавила, что еще один критерий хорошего учителя – это то, что педагог должен спрашивать с ребенка только то, что он ему дал. "Если ребенок не знает, как задание выполнить, потому что ему этого не объясняли, то и ребенок теряется, и родители. И в таких ситуациях возникает очень много негативных моментов", – пояснила она.

Просто поговорить

Первое, по ее словам, что стоит сделать родителям, чтобы понять, насколько хорош учитель, – это просто поговорить с ребенком.

"Если ребенок рассказывает о педагоге в положительно-эмоциональном ключе, то контакт между ними есть. Если сухими фразами, то это должно насторожить. Если ребенок дома делится тем, что было на уроке и воспринимает его как открытие, то у педагога все получается. Если приходит уставший, подавленный, то это тревожный признак", – пояснила Петрова.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Не менее важно беседовать с самим учителем. Во-первых, он поможет получить более полную картину происходящего, ведь не всегда ребенок бывает абсолютно честен. Кроме того, нередко педагог проецирует на родителей свое отношение к ученику, и если он приветлив со взрослыми, то так же, скорее всего, разговаривает и с их ребенком.

Кроме того, психолог советует поговорить с родителями тех детей, которые учились у интересующего педагога раньше. "И чем профессиональнее специалист, тем больше о нем говорят", – подчеркнула она.

Понятно без слов

Однако ребенок не всегда может рассказать обо всем, что происходит в школе. В этом случае понять, что происходит, можно по его поведению. Так, у младшеклассников может появиться плаксивость, апатия, он может потерять аппетит или плохо спать.

Если ребенок не хочет делать уроки, испытывает напряжение перед тем, как приступить к домашнему заданию, значит, ему неинтересен предмет.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Школьница делает домашнее задание
По словам Петровой, обычные дети становятся двоечниками в начальной школе, когда учителя уделяют им недостаточно внимания: таким ученикам просто неинтересно учиться. В средней школе, когда одним детям лучше даются гуманитарные предметы, другим технические, отношение учителя-предметника к менее способным детям также крайне важно.

"На неудачи ребенка один учитель говорит: "Да, не очень хорошо, но мы разберем, и все будет хорошо". А другой: "Я так и знал, на тебя можно не рассчитывать". Более того, если учитель оценивает личность ребенка, а не его работу, неудача оставляет меньший отпечаток. Даже если знаешь, что ребенок весь вечер играл в футбол, говорить с ним надо все равно о задании, но не о том, что он бездарен", – добавила психолог.

Необходимо учитывать и то, что именно учитель задает условия общения в детском коллективе: он может запретить оскорблять других людей или повышать голос, научить ребят помогать друг другу и уважать окружающих. И тут следует учитывать, что дети, особенно в начальных классах, не столько слушаются словесных запретов, сколько подражают манере поведения педагога.

Модель поведения, привычная в классе, применяется и вне школы. Так, если ребенок всегда был спокойным, но вдруг начинает повышать голос по малейшему поводу, вести себя агрессивно, то, возможно, он просто копирует поведение учителя. Или, наоборот, повышение голоса со стороны учителя может привести к тому, что ребенок будет реагировать не на обычные просьбы, как раньше, а на крик.

Ребенок может неадекватно реагировать на просьбы, которые раньше были обычными, будет уходить в себя и перестанет отвечать на вопросы, хотя раньше легко вступал в контакт. Может появиться небрежное отношение к тетрадям и учебникам, своему внешнему виду.

Также узнать о происходящем в школе можно через игру.

"Если говорить про начальную школу, бывает, что ребенок не доиграл. Девочки на кукол проецируют все то, что происходит на уроках и иногда, при игре в школу вырывается какая-нибудь грубая фраза: "Маша, ну-ка села!". Мальчики в куклы не играют, поэтому им можно предложить: "Представим, что я учитель. Что мне нужно тебе сказать?", – предложила психолог.

С детьми постарше, по ее словам, можно попробовать сыграть в "ассоциации": предложить описать педагога в трех словах, предложить рассказать, на кого похож учитель (ребенок может, к примеру, одного педагога сравнить с кикиморой, а другого – с цветком).

При этом косвенные признаки не всегда точно указывают на то, что сложная ситуация именно с учителем, подчеркивает собеседница агентства. Напряжение может вызвать другой человек: например, друзья или тренер в спортивной секции. Поэтому делать поспешных выводов не стоит.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке