ТОМСК,
6 окт – РИА Томск. Томская инновационная компания "Бубука"
через суд доказала свое право представлять интересы музыкантов, авторов текстов
и звукозаписывающих компаний в работе с коммерческими пространствами. Таким
образом, компания встала на одну ступень с "гигантами" – "Российским
авторским обществом" (РАО) и "Всероссийской организацией
интеллектуальной собственности" (ВОИС).
Символом "Бубуки" является птица – хмурая,
даже немного сердитая. Директор компании Дмитрий Пангаев, рассказал РИА Томск,
как маленькой птичке из Сибири удалось высоко взлететь.
30
копеек за каждый трек
© Юлия Лукманова
Представьте, просыпается утром популярный музыкант
Егор Крид, проверяет сообщения на смартфоне. Видит push-уведомление от компании
"Бубука" о том, что именно в этот момент в одном из кафе на Камчатке
звучит его песня "Невеста". А вообще этот сингл прослушали за
минувшие стуки в 120 кафе и ресторанах России. За каждое прослушивание Крид
получит деньги. Музыкант удовлетворенно кивает головой.
Или другая ситуация. В томском торговом центре наконец-то
перестали "крутить" по громкой связи гимн магазина, а включили фоном приятную
ненавязчивую музыку. Причем руководство центра не кладет валидол под язык,
думая о штрафах за использование музыкального контента для общественного
прослушивания. А все потому, что музыка проигрывается легально.
Если объяснять на пальцах, то примерно так работает система удаленного управления музыкальными
плеерами "Бубука".
© предоставлено Дмитрием Пангаевым
Директор компании "Бубука" Дмитрий Пангаев
Плеер устанавливается на
любом смартфоне, планшете или компьютере на бизнес-объекте. К устройству подключаются
звуковые динамики. "Бубука" предоставляет заведениям лицензионную музыку от европейских и
российских правообладателей. Заведения, в свою очередь, ежемесячно оплачивают подписку на музыкальный контент – до 2,5
тысячи рублей. Делать отчисления в РАО и ВОИС не нужно.
Третья сторона процесса –
исполнитель – тоже получает по заслугам.
"Исполнителю
выплачивается от 5 до 30 копеек за одно проигрывание на одном объекте. Цена
зависит от масштабов объекта – кафе или крупный торговый центр. Чем крупнее
объект, тем больше вознаграждение. Авторам вообще ничего делать не нужно: они
уже написали слова, музыку, записали трек, и теперь получают доход", – рассказывает
Пангаев.
"Умный" плейлист
В базе томского сервиса –
более 25 тысяч треков. Из них составляются плейлисты для каждого вида
коммерческих пространств.
"Например,
супермаркеты. Утром и днем в супермаркеты идут, как правило, домохозяйки. Их движение
можно замедлить – включить музыку с медленным темпом. Это так называемая
функциональная музыка. Человек ходит со своей тележкой не спеша, складывает в
нее всяческие красивые товары. А вечером, когда час-пик, и нужно ускорить
движение покупателей, темп музыки быстрее", – рассказывает Пангаев.
Сервис предполагает также
дополнительные функции, например, технологию размещения аудиорекламы. Но
главным преимуществом и отличием "Бубуки" от РАО и ВОИС Пангаев
называет все же прозрачность механизма, который управляет авторскими и смежными
правами. Если трек музыканта играет, музыкант и студии звукозаписи на этом
зарабатывают.
"В чем разница между
авторскими и смежными правами. Я играю в кафе под гитару "Белые
розы", значит, я должен выплатить автору слов и музыки. Это авторские
права, их контролирует РАО. Если я включаю оригинальный трек "Белые
розы", записанный в студии звукозаписи, я должен выплатить вознаграждение
этой студии. Это смежные права – работа ВОИС. Мы же закрываем и авторские, и
смежные права", – говорит он.
© РИА Томск. Павел Стефанский
На сегодняшний день
томским сервисом пользуются свыше 1,3 тысячи клиентов в более чем 100 городах
России.
Связующее звено
Томская "Бубука"
"вылупилась" в 2012 году. У Дмитрия Пангаева к тому времени было
несколько активно развивающихся бизнесов. Единственный в городе пивной сомелье,
владелец магазина элитного пива, ресторатор, совладелец популярных в Томске
пивных заведений – это все о нем.
В определенный момент перед бизнесменом встал вопрос
музыкального контента в его заведениях. Сервисы, которые были на рынке,
Пангаева не устраивали. "Лучше
сделать самому, чем просить об этом другого". В итоге томич
запустил IT-стартап,
который уже через несколько месяцев выиграл один из самых рейтинговых всероссийских
конкурсов WebReady-2013.
"Название "Бубука" от слова "бубнить". Владельцы коммерческих
пространств так и говорят: мол, должно же что-то бубнить в помещениях. В моем
понимании это "что-то" – легальная качественная музыка. Вначале
"Бубука" была только программой, потом изменилась ее философия. Она
стала связующим звеном между ресторанами и музыкантами, бизнесом и правообладателями",
– делится Пангаев.
Он подчеркивает, что его
проект – это первый работающий реестр авторских прав.
Подрезать
крылья
"Мы сделали систему, которая позволяет легально
озвучивать бары, рестораны, магазины по всей стране. Начали работать с зарубежными
и российскими правообладателями. Не всем это нравилось. Нам потребовалось много
усилий, чтобы нас услышали. РАО и ВОИС пытались доказать, что мы работали
нелегально", – вспоминает Пангаев.
© РИА Томск. Павел Стефанский
По его словам, РАО подало иск к "Бубуке" и
российскому ресторану, которые якобы нарушили исключительные права на
произведения. Но иск в итоге был отозван. ВОИС пошла дальше – довела дело до
суда. И проиграла.
"Компания ("Бубука") вступилась за
своего клиента ООО "Дворцовая площадь" и выступила третьим лицом в
суде, куда ВОИС обратилась о нарушении смежных прав. История началась в Нижнем
Новгороде 20 января 2015 года и закончилась только 28 сентября 2016-го", –
говорится в сообщении томской компании.
Представителям "Бубуки" пришлось собрать
большое количество документов, дабы доказать, что сервис имеет право
представлять интересы правообладателей. ВОИС, в свою очередь, не смогла
доказать такое право, несмотря на свой статус регулятора на рынке авторских
прав.
ВОИС проиграла суд первой инстанции, подала на
апелляцию и вновь проиграла. Суд по интеллектуальным правам и Верховный суд –
очередное поражение. В конце сентября по результатам пятого по счету судебного
процесса суд обязал ВОИС возместить томской компании судебные издержки – почти
350 тысяч рублей.
Где
живет "Бубука"
Просторная трехкомнатная квартира – это и есть офис
томской компании "Бубука". По комнатам разъехались отдел разработки, call-центр и бухгалтерия. У Пангаева
нет отдельного кабинета. "Варимся" все вместе, все 11 человек", –
комментирует он.
© предоставлено Дмитрием Пангаевым
Коллектив сибирской инновационной компании. Неформальный стиль общения – отличительная черта сотрудников "Бубуки"
Дресс-кода в таких условиях, разумеется, нет. Работай
хоть в тапках. В числе хороших традиций сотрудники компании считают совместные
обеденные прогулки в парке, который расположен буквально в двух минутах ходьбы
от офиса-квартиры. Сотрудницы компании даже кедровые шишки приносят с собой на
работу – чтобы при случае покормить томских белок во время прогулки. Говорят,
это успокаивает.
"Наши клиенты – вся Россия, даже в селах есть. Люди
разные бывают, но мы всех лояльно настраиваем. Наш быт к этому располагает – у
нас все ярко, красиво, чисто. В такой обстановке спокойно работается,
комфортно", – комментирует руководитель отдела продаж call-центра Светлана Москалева.
Есть в компании также традиция совместно обсуждать
за чашкой чая новые проекты. Одна из идей на будущее – услуга "Бубука WI-FI", которая поможет музыканту
четче понимать, кто же является его аудиторией. "Станет возможным даже
составление рейтинга треков, наиболее востребованных посетителями коммерческих
пространств. Все это будет. Мы всегда ищем что-то новое", – резюмирует
основатель компании.