ТОМСК, 21 мар – РИА Томск. Знаете ли вы, что в момент, когда Петр I наслаждался плодами победы под Полтавой, Томск обрел первый в своей истории герб? Что в то время, когда европейцы увлеченно делили "испанское наследство" и дрались за сферы влияния на Американском континенте, в Томске томился в ссылке арап Петра Великого? Эти и другие факты истории – в совместном проекте Томского госуниверситета (ТГУ) и РИА Томск.
Проект подготовлен ТГУ и РИА Томск к 100-летию исторического образования в Томске. Он призван показать исторические события в Западной Сибири и Томске в частности в контексте событий мирового масштаба.
Третий материал проекта посвящен событиям первой половины блистательного XVIII века. Томск становится базой для Второй Камчатской экспедиции, которой суждено перевернуть представления о Сибири в головах современников и потомков.
Томский госуниверситет/РИА ТомскТомск в контексте мировой истории: первая половина XVIII века
Полтавская битва и первый томский герб
В начале XVIII века Россия вступила в судьбоносную для отечественной государственности Северную войну. Войну шведам объявил Северный союз, в который помимо России входили Польша, Саксония и Датско-Норвежское королевство.
На начальном этапе войны шведские войска Карла XII нанесли союзникам ряд сокрушительных поражений. Северный союз распался, и Россия вела войну фактически без поддержки союзников. Однако вскоре фортуна улыбнулась молодому российскому самодержцу. 27 июня 1709 года состоялась Полтавская битва, которая изменила ход войны. Разгром шведской армии поставил точку в вопросах господства Швеции на Европейском континенте.
© РИА Томск. Яков Андреев
В ходе реформ, проведенных Петром I в первую очередь для военных нужд, Россия получила мощные армию и флот и отвоевала выход в Балтийское море. Столицей государства стал основанный Петром I в мае 1703 года город Санкт-Петербург, расположенный в месте впадения реки Невы в Балтийское море.
А Томск в начале XVIII века стал центром Томского уезда, сначала Тобольской, затем Енисейской провинции Сибирской губернии.
Город обрел официальный административный статус и первый в своей истории герб. Историк Герхард Миллер в "Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении" сообщал: "На печати города изображено: пустой щит, который держат два стоящих вертикально соболя; над ними корона и вокруг стоят слова: Печать ея императорского величества города Томска".
К этому же времени, по сведениям сибирского просветителя Александра Адрианова, которые тот приводит в сборнике "Томская старина", относится появление ряда томских топонимов.
Так, именно в начале XVIII века, возвышенность, на которой сейчас стоят Петропавловский собор и кондитерская фабрика "Красная звезда", получила название Мухин бугор – по имени разбойника Мухина, который устроил там свою разбойничью заимку.
Местность на правобережье Ушайки в районе современных "Томских мельниц" получила название Качаловы ворота. "По преданию название это усвоено было от фамилии Качалова, убийцы царевича Дмитрия в 1593 году (это событие стало отправной точкой Смутного времени – Ред.), будто бы сосланного впоследствии в Томск", – пишет Адрианов.
Появилась в Томске и собственная Шведская гора – ныне западная оконечность площади Соляной, в районе строительного университета (ТГАСУ). Там было расположено кладбище пленных шведов, захваченных в ходе Северной войны. Впоследствии оно станет крупнейшим лютеранским кладбищем города.
Испанское наследство, Российская империя и именитые невольники
© РИА Томск. Павел Стефанский
В Европе в это время бушует Война за испанское наследство (War of the Spanish Succession 1701–1714) между Францией, стремившейся увеличить свои владения, и Священной римской империей в союзе с Габсбургами. Война проходила не только в Европе, но и в Северной Америке, где локальный конфликт получил название "Война королевы Анны".
После 13-летнего вооруженного противостояния династический союз корон Франции и Испании был разорван, австрийцы получили большую часть испанских владений в Италии и Нидерландах, а гегемония Франции в Европе закончилась.
Россия в этот период окончательно превращается во влиятельную европейскую державу – Российскую империю. 22 октября 1721 года Петр I объявлен "Отцом Отечества и Императором Всероссийским". Столицей империи стал новый "европейский" Санкт-Петербург, своим географическим положением наглядно противостоящий традиционной "старорежимной" Москве.
Мировоззренческий раскол, созданный в момент рождения империи, сохранится три столетия и до сих пор остается не до конца осмысленным в национальном сознании.
Новая империя по определению нуждается в колониях. Первые шаги имперской власти в Сибири подчеркнули колониальный статус этих земель. Томск в эти годы становится центром ссылки именитых заключенных. Так, в 1729 году в Томске появился первый в его истории "статусный" узник – крестник императора Петра I, выходец из Африки и прадед поэта Александра Пушкина Абрам Ганнибал. Местом его заточения был избран Богородице-Алексиевский монастырь, где "арап Петра Великого" жил в монашеской келье.
© предоставлено Томским областным краеведческим музеем
Богородице-Алексеевский мужской монастырь
По легенде, Ганнибал в ссылке постоянно носил на руке перстень, который царь собственноручно изготовил для крестника. На нем были изображены два профиля: черный – Ганнибала и белый – Петра I. Перстень служил хозяину своеобразной охранной грамотой.
В 1730 году Ганнибала перевели на службу в Тобольск, однако по дороге он сбежал, добрался до эстонского города Пярну, где занимался фортификацией вплоть до восшествия на престол Елизаветы Петровны.
Государыня Елизавета сыграла ключевую роль и в судьбе другой именитой томской узницы – невесты Петра II княжны Екатерины Долгоруковой. Петр II "таинственно умер" в день своей коронации 19 января 1730-го. Спустя 10 лет невеста Петра II была пострижена в монахини и сослана в томский Христорождественский женский монастырь.
© РИА Томск. Яков Андреев
Выходить за стены монастыря Долгоруковой разрешали с одной целью – собирать милостыню на монастырские нужды. По легенде, подаяния княжна просила со словами "Подайте Христа ради нареченной императрице". В 1742 году, после вступления на престол Елизаветы Петровны, Долгорукова была возвращена из ссылки и выдана замуж за потомка шотландских королей, графа Александра Брюса. Но через год трагически скончалась.
В ее томской монастырской келье позднее были заточены графиня Анна Бестужева и "лжебогородица" Акулина Ивановна – сестра московского "лжехриста" Адриана Лупкина.
Османы, индейцы и томский извоз
В то же самое время Османская империя вступила в противостояние с Россией, Австрией и Венецией. В полномасштабные войны с османами Российская империя вступала четырежды – при Петре I, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II (1710–1713, 1735–1739, 1768–1774, 1787–1792). Если итог первых кампаний для России был неутешительным, то к концу века она получила не только выход к Черному морю, но и Крым, Тамань и земли кубанских татар.
Время второй русско-турецкой войны для Томска стало по-своему значимым. Город вновь подтвердил уже имеющийся статус исследовательского центра. В начале 1730-х годов Томск становится опорным пунктом Второй Камчатской экспедиции Российской академии наук, которую, как правило, связывают с именем адмирала Витуса Беринга. Но для Томска куда большее значение имели два других участника комплексной экспедиции – профессор химии и истории Иоганн Георг Гмелин и Герхард Миллер.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Карта Сибири
Собранные ими сведения лягут в основу составленной позднее академической "Истории Сибири". Кроме того, в ходе работы Миллера и Гмелина в Томске появился панорамный рисунок Томска с левого берега Томи, созданный участником экспедиции Иоганном Вильгельмом Люрсениусом.
В Америке в это время происходят многочисленные вооруженные конфликты между английскими и французскими колонистами за гегемонию на континенте, известные как франко-индейские войны (1702–1713, 1744–1748, 1754–1763). Лишь в 1763 году Новая Франция окончательно перешла под контроль англичан и испанцев.
А в Томске в 1738 году в связи с обустройством Сибирско-Московского торгового тракта почтовыми станциями, появляется собственная ямская служба. Заложены основы для появления томского крупного капитала – именно извоз и обслуживание тракта станут основой для появления таких известных купеческих фамилий, как Кухтерины и Королевы.
© сайт библиотека имени Пушкина
Иннокентий Кухтерин (третий слева) на фоне тюков с чаем