ТОМСК, 23 мар – РИА
Томск. Теплые зимы, внезапные ураганы в городах, ледяные дожди и другие
сюрпризы погоды – это "рабочая среда" сотрудников кафедры
метеорологии и климатологии Томского госуниверситета (ТГУ). Корреспонденты РИА
Томск побывали на кафедре и узнали, почему прогнозы синоптиков не всегда
совпадают с реальностью и какие разработки помогут томичам не зависеть от
непростого характера современного климата.
Сильный ветер и мокрый снег ожидаются в Томской области в субботу >>>
В пятницу, 23 марта отмечается День работников гидрометеорологической службы России, а также Всемирный день метеорологии. Метеорология – наука, изучающая физические процессы, свойства и строение земной атмосферы.
"Наши ребята
составляют прогнозы по всей стране"
"Мы с первого курса приучаем студентов к мысли о том,
что синоптиков незаслуженно вечно во всем обвиняют. Но это их не останавливает,
и студенты все равно получают дипломы и профессию", – шутит сотрудница
кафедры метеорологии и климатологии кандидат географических наук Ирина
Кужевская.
© предоставлено Ириной КужевскойИрина Кужевская. На экране карта с модельным прогнозом зон осадков.
Студенты и преподаватели кафедры изучают климат и его
влияние на нашу жизнь. Выпускники работают синоптиками и метеорологами по всей
стране – в центрах гидрометеорологии, городских бюро погоды, аэропортах,
отделах оперативного мониторинга в МЧС, подразделениях Роскосмоса на Байконуре
и космодроме Восточный.
"Как видите, наши ребята есть везде. <…> Разница
между метеорологами и синоптиками – в методах, которые они используют. Синоптик
– на самом деле это оперативный метеоролог, который сам анализирует
синоптические карты, то есть использует синоптический метод прогноза. А
метеоролог владеет физико-синоптическими и численными методами. Можно сказать,
что у него больше инструментов для прогноза", – объясняет Кужевская.
© Юлия Лукманова
За всю историю кафедры, начиная с 1888 года, здесь были подготовлены больше тысячи метеорологов, синоптиков и географов-климатологов.
Выпускники гордятся тем фактом, что первый ректор ТГУ – профессор Николай Гезехус – заведовал именно их
кафедрой (в те годы она называлась "кафедра физики с физической географией
и метеорологией"). Выступая на церемонии
открытия вуза, Гезехус говорил о развитии метеорологических наблюдений
в Сибири.
От чего зависит
точность прогноза
Резкие изменения погоды часто приводят к критике работы
синоптиков. Так было, например, в мае 2017 года, когда в Москву пришел сильный
ветер, почти ураганный. Он повалил множество деревьев и различных конструкций.
Погибли 12 человек. После выяснилось, что синоптики предупреждали об усилении
ветра до 22 метров в секунду, на деле же скорость была около 30 метров.
"Был шквальный шторм, до урагана он не дотянул, ураган
начинается с отметки в 33 метра в секунду. Как правило, масштабы шторма –
100-200 километров. Метеорологические станции, дающие метеорологам данные для
составления прогнозов, "видят" вокруг себя на меньшее расстояние.
Шторм может просто пройти далеко и мимо и не попасть в поле зрения
станции", – говорит Кужевская.
И продолжает: "Мы были в Москве на совещании, где среди прочего проходил разбор произошедшего. Оказывается, столице не хватает систем мониторинга. Метеостанции – это точки,
по данным которых строятся синоптические карты для прогноза. Чем их больше, тем
точнее прогноз. Если уж в Москве ощущается нехватка таких "метеоточек", то что
говорить о Томской области".
© РИА Томск. Павел Стефанский
Расширить возможности метеорологического мониторинга
позволяют специализированные радиолокаторы, которые "видят" в радиусе
300 километров. Они обновляют информацию каждые 15 минут. С такой техникой
трудно упустить какое-либо изменение погоды.
"Но в Томске таких нет. Ближайший – в Барабинске
(Новосибирская область). До Барабинска от нас 280 километров, поэтому мы на
самом краю его видимости. Если сравнивать с Европой, то там метеорологические
перекрытия каждые 20 километров, поэтому синоптики дают точные прогнозы, могут
увидеть зарождение шквалистого ветра и предупредить о нем заранее", – рассказывает специалист.
Метеорологи используют также возможности спутникового
наблюдения. Но спутники пролетают над Западной Сибирью примерно каждые три
часа. За это время многое может случиться. В целом же оправдываемость прогнозов, то есть их точность, по статистике
близка к 95%. В оставшиеся 5% попадают как раз резкие изменения погоды.
Кужевская напомнила мнение специалистов Росгидромета: самыми
точными являются прогнозы на период до трех дней, далее их оправдываемость
снижается. Точность прогноза на две недели – 75%, на несколько месяцев – 50%.
© предоставлено Ириной КужевскойГелиограф – прибор для измерения продолжительности солнечного сияния. Установлен на крыше корпуса ТГУ, в котором расположена кафедра метеорологии и климатологии.
Метеорологи в помощь
Научные разработки студентов и сотрудников
кафедры метеорологии и климатологии ТГУ помогают добиться теплых
взаимоотношений между климатическими явлениями и людьми. Один из проектов
посвящен прогнозу опасных изменений погоды для авиации, в частности,
специалисты изучают, при каких условиях происходит обледенение самолетов. В
проекте также участвует механико-математический факультет ТГУ.
"Математики делают расчеты, мы интерпретируем
полученные данные с точки зрения физики, сопоставляем с реальными данными и
выясняем, как самолет может обледенеть при определенных условиях", – рассказывает коллега Кужевской кандидат географических наук Марина
Волкова.
© предоставлено Ириной КужевскойСотрудница кафедры метеорологии и климатологии Марина Волкова
Ученые ТГУ разработали модель для составления прогнозов по
обледенению самолетов, в которой учитываются особенности сибирской территории.
"Модель – компьютерная программа. Она использует набор
формул для расчета и выдает результат – над какими территориями и на какой
высоте может произойти обледенение. Это и есть наш прогноз, удобный инструмент.
Проект был реализован на средства гранта – 15 миллионов рублей на три года.
Следующий этап проекта – доведение этой модели до потребителя", – говорит
Волкова.
По ее словам, разработка предназначена для метеорологов
сибирских городов: "В Сибири подобного продукта еще нет. Похожие
инструменты для прогнозирования зон обледенения и прочих опасных явлений на
аэродромах используются в Москве и других крупных городах".
Еще один проект кафедры продолжает тему безопасности
пассажиров, но на этот раз речь идет об автомобилях.
"У нас есть прикладной проект по зимним дорогам – так
называемым зимникам. В Томской области, как мы знаем, добраться до многих
месторождений газа и нефти можно только по зимникам или на вертолете. Мы с
магистрантами исследуем, как меняются погодные условия для строительства
зимников", – рассказывает Волкова.
© РИА Томск. Элеонора Черная
Исследователи выяснили, что в последние 10 лет в Томской
области увеличилось количество оттепелей зимой и, соответственно, сдвинулись
сроки установления морозов. Между тем, для строительства зимника нужна
температура от 5 до 25 градусов мороза.
"Так происходит у нас и по всей Сибири в целом. Стало больше
оттепелей, думаю, это все заметили. Результаты исследований и предложения по
дальнейшему прогнозированию ситуации мы отправляли в томские ведомства и
организации, которые занимаются строительством зимних дорог", – резюмирует
доцент.