ТОМСК,
26 авг – РИА Томск, Елена Тайлашева. Российские вузы с 1
сентября начнут подключаться к системе адаптивного обучения математике Plario,
разработанной Томским госуниверситетом (ТГУ) и компанией ENBISYS. Как
технология машинного обучения повысит уровень математики за считанные часы и
сколько стоит заменить обычного репетитора цифровым – в материале РИА Томск.
Взлет
"пилота"
С 1 сентября система адаптивного обучения математике
Plario станет доступна всем студентам ТГУ и Томского политеха, также к ней
будут подключены вузы из Иркутска, Владивостока, Москвы, Самары, Севастополя,
Нальчика. Запрос на покупку есть от крупнейших университетов России, от МГУ до
ДВФУ. Потому что все – абсолютно все, даже первые номера в топе! – сталкиваются
с низким уровнем математики у вчерашних выпускников.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"В течение лета мы презентовали Plario на всех образовательных
мероприятиях, и везде видели огромный интерес. Потому что проблема актуальна
для всей страны: на первый курс приходят школьники со слабым уровнем
математики, с такой базой трудно воспринимать университетскую программу,
особенно на инженерных и технических специальностях.
Вузы вынуждены подтягивать студентов, по сути,
заниматься с ними индивидуальным репетиторством", – рассказывает директор по
развитию Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева.
На выравнивание студентов тратится огромное
количество времени и ресурсов вуза, зачастую на это уходит весь первый семестр.
Вот лишь один штрих: во время пилотной апробации Plario, которая проходила
весной этого года, первые сто человек прорешали в системе больше 20 тысяч задач.
Можно представить, сколько часов потратил бы преподаватель на "ручную"
проверку этого объема…
"Таким образом, освобождается время
преподавателя для работы с талантливыми ребятами, исследовательской
деятельности, написания статей. То есть он сам выходит на другое качество
работы", – говорит Можаева.
© предоставила пресс-служба Томского госуниверситета
"Мы увидели резкое повышение качества показателей с точки зрения и трудозатрат педагогов, и эффективности усвоения программы. Процент владения материалом у студентов вырос с 22 до 87% за каких-то 8 часов. В среднем на освоение одного модуля требовалось около шести часов", – говорит Галина Можаева.
Персональный
контент
Интерактивных программ обучения существует
множество, их суть в том, что студент сам активно участвует в учебном процессе,
постоянно предпринимает какие-то действия по изучению материала. Это требует
огромной вовлеченности, и, к сожалению, большинство занимающихся ее постепенно теряют:
стало скучно – бросили, стало сложно – бросили…
Особенность адаптивной системы в том, что она подстраивается
под индивидуальные особенности студентов. Галина Можаева поясняет:
"Адаптивная система учитывает темп работы
студента, особенности восприятия информации – текстовой, визуальной и
графической. И, в зависимости от этого, предлагает ему определенные виды заданий,
определенные темы. По сути, это цифровой репетитор, который "чувствует"
студента и в каждом случае адаптируется конкретно под него".
© предоставлено компанией ENBISYS
Одновременно на Plario.ru могут заниматься до 10 тысяч студентов – ее создавали эксперты по высоконагруженным системам, поэтому она не зависнет даже в пик пользовательской нагрузки.
Директор компании ENBISYS Дмитрий Бубнов добавляет,
что основой адаптивности является избыточность контента:
"В Plario мы реализовали собственный уникальный
подход, когда индивидуальная траектория формируется из "гранулированного"
контента: в систему уже заведено свыше 8000 единиц микродоз контента по шести модулям
базовой математики ("Преобразование алгебраических выражений", "Тригонометрия",
"Логарифмы", "Рациональные уравнения и неравенства", "Нерациональные
уравнения и неравенства", "Функции")".
Технологии, которые автоматически "склеивают"
этот контент (в виде задач и теории) в индивидуальной последовательности, применены
самые передовые. Например, на этапе диагностики используются генетические
алгоритмы, при помощи которых создается цифровой двойник и машина предсказывает
траекторию освоения материала учащимися.
Алгоритм позволяет оценивать текущее состояние
студента (какими навыками владеет и какие навыки готов осваивать) после каждого
совершенного взаимодействия с системой.
© предоставлено департаментом труда и занятости населения Томской области
За технологичную часть отвечали программисты ENBISYS, за создание контента – математики ТГУ.
Удовольствие
на 100 миллионов
Разработка адаптивных систем – удовольствие дорогое:
по оценке Дмитрия Бубнова, их стоимость начинается от 100 миллионов рублей,
половина этой суммы – разработка контента. Получается, ТГУ и ENBISYS вложились
в проект примерно поровну.
© предоставлено компанией ENBISYS
"В нашем случае совпало, с одной стороны, то,
что в ТГУ есть команда Института человека цифровой эпохи, Института
дистанционного образования, которые профессионально работают в "цифре"
и способны ставить высокотехнологические задачи, а также сильные математики,
способные на предметном уровне реализовать эти задачи. И с другой – команда ENBISYS,
которая имеет успешный опыт создания адаптивных систем в Голландии.
Мы смогли договориться о партнерстве, и это
принципиально важно. Сейчас модно говорить об экосистеме обучения, когда
университет выходит за свои границы и ищет бизнес-партнеров, которые начинают
забирать часть университетских функций.
Но такие истории – пока крайне редкая ситуация, особенно в регионах",
– подчеркивает Галина Можаева.
© предоставил Дмитрий Бубнов
"Вузам, подключающимся к системе, она будет обходиться от двух тысяч рублей в год на одного студента. В России аналогов Plario нет. Во всем мире рынок адаптивных образовательных услуг тоже только формируется, мы намерены выйти со своей платформой в Китай", – говорит Дмитрий Бубнов.
По словам Бубнова, сейчас готовится версия Plario для старшеклассников. Параллельно
с запуском в ТГУ начинается исследование университетских психологов, которые
будут выяснять степень эффективности работы с адаптивной системой в зависимости
от когнитивного типа учащегося, чтобы в перспективе машина учитывала еще и этот
фактор.
© Предоставил Дмитрий Бубнов
Дмитрий Бубнов подписывает соглашение о подключении к системе Plario с одним из российских вузов