ТОМСК, 4 апр –РИА Томск, Дарья Русанова. Пандемия COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) 1 марта, далеко
не первая в истории человечества. Профессор Томского госуниверситета (ТГУ) Елена
Хахалкина рассказала РИА Томск, как мир перенес одну из самых масштабных и
серьезных пандемий – "испанку" – и что людям дал такой опыт.
Ранее сообщалось, что вспышка пневмонии, вызванная новым
типом коронавируса SARS-CoV-2, была зафиксирована в китайском Ухане в конце
2019 года. Заболевание получило название COVID-19. На 4 апреля, по данным сайта Worldometers,
заболевших COVID-19 в мире более 1 миллиона человек, почти 229 тысяч выздоровело, более 59 тысяч человек скончалось.
Эпидемии и пандемии оказывают огромное влияние на жизнь
отдельных людей и на жизнь общества в целом, считает Хахалкина. Нынешняя
пандемия коронавируса, в первую очередь, "высвечивает" проблемы национальных
систем здравоохранения.
"Весь
мир оказался не готов к такого рода угрозам, тем более, новые угрозы – это
каждый раз какой-то новый штамм вируса. Каким-то образом отреагировать по
старым схемам, по старым лекалам просто затруднительно… Европейский
союз сейчас просто в некоторой растерянности пребывает и, как выяснилось, его
усилий для того, чтобы помочь всем отдельным государствам, не хватает", –
говорит она.
© сайт Томского государственного университетаЕлена Хахалкина
Среди самых масштабных пандемий
прошлого, которые смогли многому научить мир, нельзя не упомянуть так
называемую "испанку" или испанский грипп: "Насколько мне
известно, она является в настоящее время одной из самых, если не сказать самой
разрушительной по своему воздействию", – говорит историк.
Коротко об истории и итогах "испанки"
По словам эксперта, "испанкой" этот грипп начали называть
совершенно случайно: "Испания в годы Первой мировой войны (1914-1918 годы)
занимала нейтралитет, но именно там были выявлены первые больные. Вообще этот
грипп, как считается, "пошел" из Соединенных Штатов, но быстро стал
распространяться из-за того, что мобильность людей возрастала и появлялись
новые транспортные средства".
Хахалкина пояснила, что сказать точно, когда началась и когда
закончилась одна из самых известных пандемий, сложно. Первые заболевшие, по
некоторым данным, появились в США в 1918-м и в 1919-м – там было две
волны заражения. И даты окончания пандемии выделяют две – 1920-й и 1921 год.
По словам историка, массовое распространение гриппа было
напрямую связано с окончанием войны и с началом возвращения солдат домой.
"Естественно, что закрыть как-то границы,
воспрепятствовать, изолировать людей в этих случаях было очень сложно. Это вот
только в отдельных местностях можно было как-то локально оградить, посадить
людей на карантин, а вот в случае с возвращением солдат это было сделать,
конечно, сложно, отсюда такое распространение этого гриппа", – пояснила она.
О количестве зараженных и погибших во время этой пандемии
также существуют разные сведения: "Согласно одним данным, численность
погибших от 20 до 50 миллионов человек. Есть данные о том, что заразилось 500
миллионов человек. Но в более-менее умеренном диапазоне следует считать, думаю,
что как раз цифры от 20 до 50 миллионов погибших ближе к истине".
По мнению историка, подсчитать количество жертв
испанского гриппа сложно по ряду причин. Во-первых, далеко не всех заболевших и
даже погибших тогда регистрировали. Во-вторых, сложно разграничить количество
жертв "испанки" и жертв войны.
Меры борьбы с пандемиями
© РИА Томск. Яков Андреев
Одним из мероприятий по борьбе с пандемией
"испанки" все-таки была попытка закрыть границы, как и сейчас.
"Ничего нового, в общем-то, за более чем 100 лет не изобрели. Точно так же
пытались изолировать в отдельных местах. Известны такие случаи, что люди
пытались ограничить какие-либо контакты с внешним миром", – говорит
собеседница агентства.
Однако, по словам Хахалкиной, сейчас на примере пандемии
коронавируса мы наблюдаем такой длительный массовый и в некоторых случаях
односторонний вариант закрытия границ, какого еще никогда не было в истории
Европейского союза.
Во времена, когда бушевала "испанка", рассказывает
историк, возможности лечить больных должным образом не было в связи с
отсутствием антибиотиков как таковых. Для того, чтобы побороть болезнь, обходились
только теми лекарствами, которые в то время были в ходу – например, аспирином,
– и элементарными санитарными мерами: карантин, мытье рук и соблюдение личной
гигиены.
Сегодня одной из мер по предотвращению распространения
коронавируса является также введение режима самоизоляции и соблюдение карантина
для тех, кто возвращается из-за рубежа, или тех, кто контактировал с
заболевшими.
Историк в связи с этим отметила, что сейчас, когда
мобильность людей возросла, им психологически сложнее перестроить свою жизнь и
элементарно оставаться дома: "Люди за пределами дома ежедневно находились,
встречались, общались, ходили на работу и сейчас полностью менять свой график,
конечно, очень сложно именно психологически. Тем более, никто из нас не знает,
насколько долго этот режим продлится".
Итог – система здравоохранения
Одной из важных причин распространения вируса испанского
гриппа в начале ХХ века, по мнению Хахалкиной, стала его слабая изученность. Считается, что именно пандемия
"испанки" привела существенным сдвигам в системе здравоохранения
отдельных государств и к координации усилий в рамках Лиги Наций, созданной
после Первой мировой войны.
"(В Лиге Наций) существовал ряд комитетов, один из
которых привел к созданию организации здравоохранения, суть которой сводилась
к координации усилий по предотвращению такого рода эпидемий и пандемий. Организация
здравоохранения, созданная в рамках Лиги Наций, стала предтечей уже Всемирной
организации здравоохранения, созданной в 1948 году", – пояснила она.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Пандемия испанского гриппа, как говорит историк,
"подстегнула" исследования и развитие медицины как таковой. Именно
тогда стали вкладывать средства не только в развитие национальных систем
здравоохранения, но и в изучение вирусов, эпидемий и пандемий, чтобы не
допустить их в будущем.
Сейчас на примере коронавируса, по мнению ученого, мы снова
можем увидеть, что в научные исследования вкладывалось недостаточно средств и
сил, в частности "в исследования медиков, биологов, вирусологов, то есть тех людей,
которые так или иначе причастны или могут быть причастны к созданию новой вакцины
или изучению того, как бороться с вирусами, которые до этого известны науке не
были".