RIATOMSK.RU
+7°C
19 апреля 2024  |  
0:01
  |  
+7°C
12:49  30 июля 2020 г.

Новые флагманы: за передовые программы в ТГУ ответят репутацией

Тайлашева Елена Владимировна
© РИА Томск. Павел СтефанскийНовые флагманы: за передовые программы в ТГУ ответят репутацией

ТОМСК, 30 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Десяток передовых программ, в корне отличающихся от привычной "классики", может появиться в Томском госуниверситете в ближайшие год-два. Новые образовательные модели сейчас строят 15 команд разных факультетов. Как вырастить профессионала по формуле "2+2+2" и что такое студентоцентрированность – в материале РИА Томск.

Президентская "четверка"

"Кем я стану, где буду работать и сколько зарабатывать?" – эти вопросы сейчас задают абитуриенты в первую очередь. Они хотят рано понять все про профессию, удостовериться, правильно ли выбрали ее. Если "да" – получить максимум конкретных знаний. Если "нет" – безболезненно сменить трек, не отчисляясь при этом из вуза.

Именно такую модель высшего образования – "2+2", то есть возможность смены специальности после двух лет обучения – заявил как ориентир президент Владимир Путин в феврале.

Но есть несколько "но"…

"Сейчас стандартная модель российского образования – 4+2 (четыре года бакалавриата и два года магистратуры). Одна из проблем в том, что обучение на большинстве специальностей рассматривается не как 4+2, а как 6. Это, например, юристы (потому что в силовом блоке "корочки" бакалавра не котируются – только магистра), радиофизики, физико-техники и другие.

При этом прежнюю пятилетнюю программу с трудом, но "утрамбовали" именно в четыре года, чтобы дотянуть бакалавра до определенного уровня (он же с дипломом о высшем образовании!). И когда преподавателям говорят о модели "2+2", они за голову хватаются. "Что, теперь придется до двух лет профессиональную подготовку сокращать?" – говорит проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков.

Соответственно, краеугольный вопрос: что именно давать в первые два года обучения?

"Если человек должен за эти два года понять, что он попал туда, куда хотел, мы должны давать ему профессию. Попробовал радиофизику: "Не-е-ет, не мое!", или попробовал программную инженерию: "Меня от нее воротит, хочу поменять направление". И это нормальный запрос, который следует из логики обращения президента", – говорит проректор по цифровой трансформации ТГУ, руководитель Высшей IT-школы (HITs) Олег Змеев.

И продолжает:

"Но для того, чтобы перейти на другое направление без академической разницы, нужно сначала получить не профессию, а некоторые общие знания, ядерную подготовку. Например, так устроена достаточно распространенная в США модель организации образования под названием Liberal Arts, в рамках которой образование в первые два года строится вокруг так называемого блока ядерных дисциплин. Но даже в США это далеко не единственная модель организации бакалавриата".

Все эти противоречия означают только одно: идеальной модели, готовых рецептов для системы образования нет. И даже для одного университета – нет. Каждая конкретная программа должна иметь свой путь в зависимости от рынка, на который она работает, и от целей, которые она ставит. Поэтому зимой, после февральского выступления президента, по инициативе Лукова и Змеева на площадке Института образования ТГУ (директор Елена Суханова) началась серия проектно-аналитических сессий.

На нее записались 15 команд с ФП, ФТФ, ФИЯ, Института образования, ГГФ, ФИПН, ФЖ, ФилФака. Своего рода "точки кипения" из преподавателей, задумавших построить внутри своих факультетов принципиально новые программы, которые могут стать флагманскими.

© Павел Стефанский, РИА Томск
"Мы поняли, как делать профессиональные школы и широкий бакалавриат. Но набор современных образовательных моделей и программ ими не заканчивается. Как, например, сделать современный бакалавриат, который готовит людей в ресерч (то есть "заточенных" под научные исследования)?" – говорит Олег Змеев.

Глубина профессии

В ТГУ за последние несколько лет было три удачных эксперимента по поиску новых образовательных моделей: HITs и Высшая школа журналистики были построены как профессиональные школы с максимально практической подготовкой.

Факультет исторических и политических наук (ФИПН) внедрил у себя модель широкого бакалавриата, когда все студенты вне зависимости от направления подготовки первый год получают одинаковый набор базовых дисциплин и дополнительно имеют возможность попробовать себя в разных профессиональных профилях, а конкретную специальность выбирают позже.

Луков, возглавлявший ФИПН в период "революции", рассказывает:

"У нас семь направлений подготовки. Это две достаточно близкие укрупненные группы: исторические науки и археология и политические науки и регионоведение. Первый год всех студентов учим одинаково, по одной ядерной программе. Плюс у них есть возможность попробовать профессиональную деятельность – немножко побыть политологом, международником, кем-то еще....

© Предоставлено пресс-службой Сбербанка
.
В конце второго курса они делают выбор, и следующая двухлетка – это время освоения профессиональных норм. Магистратура – третий концептуальный уровень, с очень простой целью: как поменять профессиональные нормы и практики, если внешние условия изменились. То есть мы пытаемся выстроить модель не просто 2+2, а 2+2+2", – говорит Луков.

Но тут же подчеркивает: первую "четверку" можно разложить как угодно. Это и 1+3 – широкое ядро (общеобразовательная программа) и три года профессионализации; и 1+2+1 – широкое ядро, три года профессионализации и две специальности на выходе. Сейчас участники проектно-аналитических сессий тестируют разные модели, даже в рамках одного факультета.  

Факультет иностранных языков (ФИЯ), например, представлен тремя разными группами, они фактически заявляют три разных подхода.

"У них есть группа, которая считает, что путь факультета – это профессиональная школа, вторая группа говорит о широком бакалавриате. А третья предлагает модель с ярко выраженным major – изучением китайского языка и minor – предметными областями, например, computer science. В итоге мы получим выпускника, который может вести проекты на китайском языке в конкретной области.

И по какому пути пойдет факультет, какой из трех вариантов "правильный" – вовсе неочевидно", – говорит Змеев, руководящий сессиями.

© с сайта ТГУ
"HITs работает на очень голодном рынке, но эту модель нельзя слепо перенести на другую область. Например, группа факультета психологии загорелась сделать "психологический HITs", но сначала они должны понять, чем отличаются наши профессиональные рынки, где их сильные стороны", – говорит Олег Змеев.

Луков подчеркивает, что в результате вся система университета должна стать "студентоцентрированной":

"Студент должен чего-то хотеть, а мы с ним должны работать. Он должен стать, как космический корабль, субъектом выбора собственной траектории. Но субъект надо погрузить в специальную университетскую среду, очень разную, где приветствуются разные активности и где он может себя найти.

Дать на выбор набор хороших программ. Плюс инфраструктурные вещи, такие как тьюторство (причем реальное, а не для красивого словца), когда тьютор будет показывать, как они могут двигаться, помогать работать с целями. У нас на факультете такой опыт есть, и когда после первого курса студенты пишут заявление "Прошу перевести на другое направление", это значит, система начала работать".

Ответственные за выбор

Но ответственными за свой выбор должны стать не только студенты. Руководитель программы должен войти в ответственную позицию и сказать студентам: "Вы не просто у меня как-то чем-то занимаетесь 4-6 лет, и я вам потом даю справку о "социальной вменяемости" (то есть диплом вуза). Я понимаю, кого я готовлю и куда. Работаю с партнерами, с работодателями, с рынками".

"И в рамках проектного семинара мы пытаемся как раз вырастить ответственных руководителей программ, которые в сознательном состоянии ее сконструируют и будут отвечать за результат репутацией", – говорит Евгений Луков.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Передовая программа не должна быть набором неких курсов, читаемых только потому, что так "исторически сложилось" и их читали всегда. На вопрос "Какой образовательный результат дает твоя дисциплина?" каждый преподаватель должен иметь четкий ответ", – говорит Евгений Луков.

По словам Олега Змеева, сейчас все 15 команд находятся примерно на одинаковом уровне проработки своих идей (в чем им помогают приглашенные эксперты, в том числе международные). Это значит, что любая из них может "выстрелить":

"В сентябре мы должны представить методическому совету университета энное количество новых программ (потому что до 1 октября мы должны опубликовать список программ, на которые будет вестись набор в следующем году). Но это не значит, что кто не успел, тот опоздал: какая-то может "дозреть" позже. В идеале в университете появятся достаточно понятные, классно сконструированные программы бакалавриата разных типов.

Нам с истфаком и журфаком на построение своих уникальных моделей потребовалось около трех лет. Наша гипотеза состоит в том, что коммуникативная площадка сессии, в рамках которой участники обмениваются идеями, получают обратную связь и находятся в едином смысловом поле, позволит участникам быстрее пройти путь, аналогичный нашему", – говорит Олег Змеев.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке