RIATOMSK.RU
-5°C
23 апреля 2024  |  
14:20
  |  
-5°C
12:32  6 июня 2021 г.

Мы – колбасы, с нами мясо: реакция на новый арт-объект в Томске

Тайлашева Елена Владимировна
© Дмитрий ГалкинМы – колбасы, с нами мясо: реакция на новый арт-объект в Томске

ТОМСК, 6 июн – РИА Томск. Надпись "Мы – буквы, с нами текст", нанесенная на стену Научной библиотеки Томского госуниверситета (ТГУ) художником Владимиром Абихом в рамках арт-фестиваля "мУкА. Склады искусства", за неделю стала узнаваемой далеко за пределами Томска. Про новую достопримечательность написали федеральные СМИ и известные блогеры. О смысле букв и реакции на них – в материале РИА Томск.

Всероссийский резонанс

С 28 по 30 мая в ТГУ прошел паблик-арт-фестиваль "мУкА. Склады искусства", посвященный проблеме сохранения культурного наследия Томска и его творческому осмыслению современными художниками. Одним из хедлайнеров фестиваля стал художник из Санкт-Петербурга Владимир Абих, автор многих известных работ стрит-арта. На своей странице в Facebook он пояснил, что означает надпись "Мы – буквы, с нами текст":

"Русская культура, на мой взгляд, особенно текстоцентрична. Нам всегда проще вспомнить великих русских писателей, нежели художников. Фраза "Поэт в России больше, чем поэт" не случайна. Писатели в России постоянно занимались не только литературой, но и общественной деятельностью.

"Мы – буквы, с нами текст" отсылает к знаменитой фразе Суворова и основному для нас медиуму – тексту, особенной его роли в нашей культуре и общей интенции к чему-то большему, чем мы сами. Расположение на научной библиотеке Томского государственного университета усиливает этот тезис и делает работу сайт-специфичной".

В интервью для сайта ТГУ руководитель фестиваля Анастасия Куклина отметила, что сделать надпись было очень амбициозной и сложной задумкой, пришлось пройти длительный процесс согласования. Но "буквы" вызвали огромный резонанс, и не только среди томичей:

"Про нас написали и Meduza, и Собчак, и Виторган, и известные арт-критики... И это очень важно – что информация о фестивале разносится не только в локальном контексте. Отзывов (о работе) больше положительных, потому что все-таки у нас аудитория воспитанная, и молодежь с энтузиазмом восприняла этот объект. Конечно, встречаются и критические комментарии, но в основном от академического сообщества, и это нормально – оно не столь охотно идет на эксперименты.

Но, собственно, в этом и заключается роль современного искусства, которое рождается из атмосферы тревоги. В данном случае, я считаю, мы создали настоящий объект искусства – хотя бы потому, что получили огромный отклик. И в сети начали рождаться разные интерпретации фразы "Мы – буквы, с нами текст". Самый смешной вариант, который мне очень понравился: "Мы – колбасы, с нами мясо".

Не украшение, а высказывание

Серьезные баталии разгорелись в соцсетях по поводу укороченного тире (дефиса) в надписи – люди требовали "нормального" тире. Но, по мнению экспертов-филологов, "спорный" знак несет особую нагрузку в современном искусстве.

"Художник – не тот, кто все продумывает до мелочей, а тот, кто точно схватывает формой художественный образ. Это схватывание может быть логически выверенным или интуитивным. Главное, чтобы форма "работала", оказывая на зрителя (читателя, слушателя) эстетическое впечатление и проявляя для него художественные смыслы. Форма должна переживаться читателем, создавать в нем напряжение (об этом писали русские формалисты).

Основной механизм создания этого напряжения – отклонение от нормы, которое нарушает автоматизм нашего восприятия, заставляет "споткнуться", задержаться взглядом, а затем и мыслью, и попытаться найти объяснение: а почему так?" – говорит доцент филологического факультета ТГУ Элеонора Новикова.

По ее мнению, в поисках ответа зритель может выйти как к глубинным смыслам произведения, так и к пониманию того, как этот текст устроен, почему оказывает на нас именно такой эстетический эффект.

"Именно так работает укороченное тире в работе Владимира Абиха: с одной стороны, оно привлекает внимание, заставляет остановить взгляд, с другой стороны, придает тексту динамику. По мнению эксперта, на укороченное тире обращают внимание только люди, искушенные в типографическом мастерстве. Зато динамику короткой линии ощущает каждый человек. Так же как разбиение текста на строки и отсутствие точки в конце предложения.

Важно понимать, что современное искусство – не украшение, а художественное высказывание, призыв зрителя к диалогу, к размышлению. Поэтому адекватной реакцией на такое высказывание будет не "нравится/не нравится", а "понимаю/не понимаю". И "не понимаю" открывает путь к расширению границ своего понимания", – подытоживает Новикова.

© скриншоты
Томский госуниверситет в своем Instagram провел конкурс среди студентов на лучшую интерпретацию надписи.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке