RIATOMSK.RU
+15°C
28 апреля 2025  |  
23:52
  |  
+15°C
20:42  10 мая 2022 г.

После Лигачева и Кресса: чем запомнится томичам губернатор Жвачкин

© РИА Томск. Таисия ВоронцоваПосле Лигачева и Кресса: чем запомнится томичам губернатор Жвачкин

ТОМСК, 10 мая – РИА Томск. Томской области в последние полвека везло с руководителями. По крайней мере с теми, кто управлял регионом более пяти лет – нынешнего одного губернаторского срока. Егор Лигачев и Виктор Кресс оставили наследие, которое еще долго будет служить на благо жителей Томской области. Попробуем разобраться, чем запомнится жителям региона второй губернатор современной Томской области Сергей Жвачкин.

Партия томичей

Главное для нас – люди. Этот тезис из года в год, в каждом общении с чиновниками, на каждой прямой линии, накануне выборов и после них не устает повторять президент РФ Владимир Путин. С людей и начнем.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Для меня есть одна партия – партия томичей, у которых разные взгляды", – сказал Сергей Жвачкин. С этим тезисом он начинал свою работу и декларировал его на протяжении всего пребывания на посту губернатора. Но отношения Жвачкина с томичами и их условной "партией" были неоднозначными: не плохими, но и хорошими их точно не назовешь. Скорее, они были прохладными.

Можно с уверенностью сказать, что Жвачкин не стал "своим" для жителей региона: не ходил пешком по улицам и не лез в сугробы, не ходил в поле и не гладил колосья, как предыдущий губернатор. Редко выходил "в народ", нечасто проводил прямые эфиры и прямые линии с обратной связью на телевидении или в соцсетях, за все время провел буквально несколько пресс-конференций, и то в самом начале первого срока. Да и в регионе до наступления пандемии его видели нечасто.

Были проблемы и в публичном поле: губернатор "отправлял" недовольных уборкой снега жить на юг, а под конец второго срока случилась, хоть и заочная, но публичная дискуссия с властями областного центра, особенно с депутатами.

Показательным примером отношений губернатора и томичей стал случай на прямой линии президента, когда Путин публично одернул Жвачкина, забывшего имя обратившейся с проблемой жительницы Томска.

Что касается численного состава "партии томичей", то и здесь не все гладко: количество проживающих на территории области постепенно снижается. И спад, очевидно, будет продолжаться. Во-первых, естественной убыли способствует эпидемия COVID-19. Во-вторых, пандемия сказалась на приезде иностранных и иногородних студентов, которые всегда составляли заметную долю населения Томска. И не понятны перспективы приезда студентов из-за рубежа после событий этого года.

В 2021 году естественная убыль населения Томской области составила больше 7 тысяч человек. Но при этом почти 35 тысяч человек прибыло в Томскую область в 2021 году, а покинуло регион 29,7 тысячи жителей. Таким образом, при учете и миграционного притока, и естественной убыли население региона за прошлый год уменьшилось на 2 тысячи человек.

Эпидемия прокатилась по региону несколькими волнами (про одну из них – третью – официально даже не успели объявить), но об эффективности управленческих решений оперштаба говорить слишком рано. Все-таки коек в красных зонах хватало даже на пике заболеваемости, а госпиталь во Дворце спорта разгрузил стационары других клиник. Проблемы возникали не столько в оказании медпомощи, сколько в коммуникации между властями и населением. А первичное звено задыхалось от наплыва пациентов.

По уровню коллективного иммунитета томичи сегодня даже немного обгоняют новосибирцев и кемеровчан, хотя еще пару-тройку месяцев назад мы входили в десятку худших в стране по уровню вакцинации населения.

Коллекция ленточек

В регионе были сдержанно оптимистичные ожидания в 2012 году от возвращения Жвачкина. В 1990-е он "поднимал" томский север, руководя освоением промышленной добычи газа. Затем восемь лет возглавлял проекты по газификации юга России, строил "Южный поток" и отвечал за эксплуатацию "Голубого потока" – а это два крупнейших на тот момент газоэкспортных проекта России. Бэкграунд был почти идеальный.

"Понимаю, что мои первые действия первое время будут оцениваться по Крессу. Все ценное и полезное от предыдущей команды будет использоваться", – говорил Жвачкин на инаугурации в марте 2012 года.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Ленточки из кабинета губернатора Жвачкина

В 2017 году Жвачкин, подводя итоги своей первой пятилетки, показал коллекцию перерезанных им ленточек за годы своей работы на посту главы региона. Депутатам облдумы продемонстрировали даже специальный стенд, на котором было собрано около 150 ленточек. При этом большинство крупных объектов, введенных при Жвачкине, лоббировала и начинала команда предыдущего губернатора.

Была достроена Пушкинская развязка в Томске, введен мост через реку Вах, который связал Стрежевой с Нижневартовском круглогодичным автомобильным сообщением. В Томске появился крупнейший за Уралом бассейн олимпийского класса "Звездный", завершена была реконструкция томского аэропорта и запущено международное авиасообщение.

Реализуется проект "Прорыв" по строительству технологии замкнутого топливного цикла, и хотя строительство одного из ключевых элементов – реактора "БРЕСТ-300" – началось только в 2021 году, о самом проекте было объявлено еще при предыдущем главе региона. Это были те самые полезные наработки команды Кресса, которые были доведены при Жвачкине до логического конца.

Вместе с тем из "крессовских" был заморожен проект левобережной дороги в Томске, которая могла сократить путь между двумя мостами. Очень медленно продвигается проект создания участка Северной широтной дороги, которая, по задумке, должна пройти через весь регион с юга на север.

Несколько крупных проектов, инициированных Жвачкиным, также пока остались только на бумаге и на красивых презентациях. Среди них – проект строительства автодороги Томск – Тайга. Не появился в Томске и цирк, который бы "город с большой буквы отличал просто от города" (здесь надо отметить, что, вероятно, цирк был скорее "хотелкой", нежели хоть сколько-нибудь проработанным проектом – Ред.).

Также пока не появились зоопарк и аквапарк. На бумаге остаются вантовый мост и канатная дорога из центра Томска на левобережье, где в будущем появится кампус. Мало кто вспоминает про музей науки и техники на набережной Томи, хотя целый конкурс прошел, концепцию выбрали. А завершилось все небольшой площадкой в "Кванториуме".

Проекты Жвачкина

Больших проектов, которые были начаты при Жвачкине и доведены до конца, не так много. Среди них можно назвать "прокол" под железной дорогой, соединивший Богашевский и Коларовский тракты областного центра. Спустя много лет начата реконструкция взлетно-посадочной полосы томского аэропорта. Власти вернулись к проекту создания Малого транспортного кольца, которое должно разгрузить центр Томска.

Неоднозначно пока можно оценивать результаты еще одного крупного проекта – "Томские набережные". По задумке команды Жвачкина, в Томске должен был появиться новый городской центр, который включал бы в себя и экспоцентр, и отель, и студенческий кампус, и музей науки. Для этого необходимо было построить огромную дамбу стоимостью в несколько миллиардов рублей. Проект, действительно, перспективный и назревший.

Просто добавь воды: как предлагают оживить набережную у БКЗ в Томске >>>

Пока при помощи "Газпрома" Жвачкину удалось реализовать только часть этого проекта – "одеть" в гранит набережную реки Ушайки в районе БКЗ и реконструировать часть проспекта Ленина. Оба эти проекта вызвали неоднозначную реакцию у жителей города и его гостей, проспект Ленина из-за обилия фонарей и вовсе прозвали "офонаревшим". 

© предоставлено пресс-службой АО "Томскнефть" ВНК
Однозначно в актив Жвачкина можно записать решение проблемы со строительством новых детских садов и школ в условиях отсутствия бюджетных денег на строительство по схеме "сначала деньги – потом стройка". Команда губернатора нашла решение, которое позволило финансировать строительство уже после введения объекта в эксплуатацию, по факту: на принципах ГЧП.

Еще один "плюсик" в актив Жвачкина – газификация региона. За последние годы были газифицированы большинство поселков в южной части области, пригород Томска, построен газопровод в Асино. К 2020 году, как сообщал "Газпром", уровень газификации региона удвоился и достиг 13,6%.

Знание против нефтяной "иглы"

Больших экономических прорывов Томской области в минувшем десятилетии не было. Новые крупные производства не открывались, исключением стало появление нового завода "Микрана" (проект начался еще в 2009 году) и масштабная модернизация "Томскнефтехима".

При нефтянике и газовике Жвачкине продолжала падать добыча нефти. Здесь, кстати, вмешался глобальный фактор в виде сделки ОПЕК+. Еще из объективных причин – окончание эпохи добычи "легкой" нефти. Отрасль должен быть поддержать пилот по разработке и внедрению технологий поиска, разведки и разработки трудноизлекаемой нефти, стартовавший в 2015 году, однако пока о больших успехах в этой области публично не сообщалось.

© РИА Томск. Василий Гумилевский
Окончательно забуксовал и погряз в скандалах еще один "сырьевой" проект – по созданию крупного лесопромышленного кластера в Асиновском районе с участием китайских инвесторов. Этот проект, кстати, также начинался еще при Крессе. Зато смело можно утверждать, что за последние 10 лет властям удалось окончательно добиться диверсификации в экономике Томской области, о которой мечтал предыдущий губернатор.

Нет, слезть с нефтяной "иглы" не удалось – это по-прежнему ключевая и самая капиталоемкая отрасль для томского севера. Но областной центр, который после "ухода" налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет лишился "легких" больших денег, почти окончательно утвердил статус научно-образовательного комплекса как градообразующего.

Сейчас все перспективы развития областного центра, как и новые преобразования, так или иначе связаны c развитием университетов и научных институтов. В коллаборации друг с другом в 2021 году они смогли привлечь только на собственное развитие более 3,5 миллиарда рублей по госпроекту "Приоритет 2030".

Удался "Белому дому" еще один важный проект – "мостик" между наукой и промышленностью, как минимум в интересах "Газпрома". Сейчас томская наука и ряд промышленных предприятий разрабатывают и производят технологичную и инновационную продукцию в интересах одного из крупнейших заказчиков в стране.

Лишились брендов

"Футбол для Томска – больше чем футбол", – эту фразу Жвачкин сказал еще в начале 2000-х. Тогда ФК "Томь", спонсируемый "Востокгазпромом", который в те годы возглавлял Жвачкин, первым из Сибири пробился в высший дивизион. В годы выступления в премьер-лиге "Томь" всегда считалась крепким середняком и "крепким орешком" даже для лидеров чемпионата, став настоящим брендом Томска.

К возвращению Жвачкина в Томск "Томь", потерявшая постоянного титульного спонсора, испытывала финансовые трудности и даже покинула премьер-лигу после рекордной для российских чемпионатов серии без забитых мячей (12 матчей). Более того, домашний стадион "Томи" – "Труд" – лишился восточной трибуны, отданной под реконструкцию частной компании.

И хотя "Томь" после возвращалась в высший дивизион, и в целом удалось обеспечить ее финансирование, Томск покинул "большой футбол", возможно, уже надолго. Непонятно и будущее восточной трибуны, ставшей настоящим бельмом в объективе телекамер, которые показывали редкие матчи с "Труда". Правда, проблема с ней случилась до прихода Жвачкина, и новому губернатору можно пенять только на то, что за 10 лет он так и не смог довести спор с застройщиком до конца и вернуть землю муниципалитету.

История с "Томью" во многом показательна: в последние несколько лет город лишился своих брендов, которые так или иначе позиционировали его во "внешнем" мире, отличали от других. Не стало форума Innovus, на который традиционно приезжали топовые гости. Его сменил Unovus – форум молодых ученых, который, судя по первым годам его проведения, мог стать визитной карточной студенческого Томска, но говорить об этом слишком рано.

Среди основных причин можно назвать пандемию, которая "отменила" большинство крупных мероприятий, но показательно, что форум в общем-то перестал обсуждаться, планироваться и "назначаться" (а потом отменяться), как это происходило с большинством таких площадок в России. С февраля 2022 года, с началом спецоперации на территории Украины, большие публичные мероприятия в стране все же проводятся, пример – тот же Красноярский экономический форум.

Но Томск окончательно пропал из линейки федеральных форумных площадок. И потерял статус места, где принимаются важные для государства решения. Об этом можно судить по частоте поездок в Томск первых лиц страны. Последний раз Путин бывал в Томске еще при Крессе – в самом начале 2012 года. Не жалуют Томск в последние годы федеральные министры и крупные инвесторы (по крайней мере, в публичном поле про это мало информации). 

Премьер-министры "жаловали" Томск при Жвачкине дважды: буквально в первые месяцы прихода его к власти в город, затянутый смогом, на несколько часов "заглядывал" Дмитрий Медведев, который провел совещание по тушению масштабных лесных пожаров. В 2021 году с полноценным визитом приехал Михаил Мишустин и объявил о строительстве студенческого кампуса. Собственно, именно высшее образование и наука стали новым брендом Томска, благодаря которому сибирский регион не исчез окончательно из федеральной повестки.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке