ТОМСК, 24
мая – РИА Томск. Принятая в РФ стратегия развития электросетевого комплекса
декларирует сокращение числа сетевых компаний. Впоследствии это позволит
управлять инвестициями компаний на государственном уровне. О проблемах и
перспективах томского электросетевого комплекса в интервью РИА Томск рассказал
управляющий директор компании "Россети Томск" (ПАО "ТРК")
Александр Черпинский.
– Александр
Валерьевич, сейчас много говорится о неизбежном сокращении субъектов рынка
передачи электроэнергии. Кому и зачем это понадобилось?
–
Консолидация электросетей отвечает интересам абсолютного большинства. Население
заинтересовано в надежном энергоснабжении жилых и социальных объектов, это
понятно и не требует пояснений. Бизнес, в особенности нацеленный на развитие,
невозможен без прочного инфраструктурного фундамента. Куда идут инвестиции?
Туда, где подобные вопросы решены на должном уровне.
Если я хочу
ввести в строй какой-то объект – торговый, производственный, исследовательский
и так далее, мне нужно быть уверенным в возможности оперативного подключения к
качественным сетям. Мне нужны гарантии, четкость и прозрачность схем
электроснабжения, понятный контрагент и понимание того, как он работает.
В конце
концов, консолидация нужна государству – в обозначенной руководством страны
стратегии развития сетевого комплекса указано, что такой важной структурой
должно управлять небольшое количество операторов. Собственно говоря,
объединение ФСК (Федеральная сетевая компания. – Ред.) и "Россетей" в
одну управляющую компанию реализуется именно в этой логике.
То есть
здесь нужно четко понимать, что укрупнение не является самоцелью – в той же
стратегии прописана подчиненность всех задач главной цели, а именно обеспечению
качества энергоснабжения потребителей.
– А что не
так с этим качеством?
– Дело в
том, что на уровне работы с потребителем все это ложится на плечи
распределительных компаний. И груз этот распределяется крайне неравномерно,
опыт Томской области служит тому ярким подтверждением.
Сейчас в
регионе действуют 11 территориальных сетевых организаций (ТСО). И случается
так, что у наших "смежников" не хватает ресурсов для решения
возникающих задач или устранения чрезвычайных ситуаций. Например, где-то
случилась авария, а ТСО, отвечающая за этот участок сетевого хозяйства, не
может обнаружить неисправность, заменить оборудование или же подвезти дизельный
генератор для критически важных объектов.
Счет в таких
случаях идет на часы, в особенности, если к обесточенной сети подключена
местная котельная. В итоге мы берем на себя функцию спасателей и отрабатываем
этот вопрос с главами районов. Выводы: существующая структура сетевого
хозяйства не соответствует растущим вызовам, а эффективность управления
некоторыми ТСО явно оставляет желать лучшего.
– Из-за их
масштаба?
– Речь идет
о целом комплексе причин, при этом одним из главных является вопрос
государственного контроля. Нас как крупную и системообразующую для региона
организацию контролируют достаточно жестко – например, мы отчитываемся в Минэнерго
о реализации ремонтной программы. Те же самые расчищенные просеки они проверяют
через спутник, а не на слово верят отправленным отчетам.
© пресс-служба "Россети-Томск"
Просека для ЛЭП
Да и в целом
все расходы компании определяются технической политикой Минэнерго, то есть свой
бюджет мы верстаем, исходя из поставленных наверху задач по реконструкции или
же строительству новых, но нужных сетей. В небольших ТСО, как правило, все
иначе.
Средства, с
которыми работают сетевые компании, берутся из тарифа, точнее из единого для
региона "котла", в который поступают деньги конечных потребителей. В
итоге мы вкладываем свою долю в ремонтную и инвестиционную программы, а
небольшие ТСО в покупку ветхих сетей садовых товариществ и небольших поселков.
Зачем им это
нужно? В основном для сохранения своего статуса – в соответствующей отчетности
значится прирост километража сетей и установленной мощности. Ну а то, что
обслуживанием этих активов никто особо не занимается, остается без внимания.
Когда случается авария и люди, просидевшие пару дней без электричества,
поднимают шум, начинаются какие-то движения, да и то в большинстве случаев по
итогу зовут профессионалов, тех, кто всегда поможет.
Кто будет
реконструировать эти сети? Тот, кому они в итоге достанутся, а это огромные
затраты. То есть консолидация это еще и взваливание на себя крайне проблемных
активов. Мы не имеем возможности что-то взять и оставить как есть, без ремонта
и модернизации, так как это не соответствует технической политике
"Россети" и Минэнерго.
В нашей
компании есть стандарт, согласно которому мы, заходя на определенную
территорию, должны выполнить целый ряд ремонтных работ: выправить опоры,
перевесить самонесущий изолированный провод, в зависимости от потребляемой
мощности провести реконструкцию сетей.
Нас к этому
принуждает уже упомянутая техническая политика, предъявляющая жесткие
требования к надежности и качеству электроснабжения. У других все это может
стоять, пока не упадет или не выйдет из строя.
– И во сколько
обходится такой стандарт?
– Недавно
был сделан примерный расчет затрат на проведение таких работ в селе Корнилово
Томского района. Выяснилось, что только для приведения сетей в нормативное
состояние требуется более 20 миллионов рублей. Годовая инвестиционная программа
ТРК финансируется в объеме 700 миллионов, можете сами посчитать, сколько таких
сельских поселений мы можем привести в нормативное состояние при условии, что
только в Томском районе их 19. Поэтому для всей территории региона, наша
инвестиционная программа – это капля в море.
От
реконструкции сетей, степень износа которых достигает 80%, области никуда не
деться. Нюанс заключается в том, что прямо здесь и сейчас деньги из
"котлового" тарифа, которые могли бы идти на эти цели, расходуются
ТСО не совсем прозрачно. То есть выходит так, что в будущем потребителям придется
заплатить за неэффективность нынешней системы, перенасыщенной непрозрачными
ТСО.
Компании
получают деньги через тариф, но не всегда используют их по назначению. Проблема
заключается еще и в том, что все считают это бизнесом, хотя зарабатывать по-настоящему
на сетях невозможно, разве что с использованием схем, которые могут
противоречить законам.
Политика
Минэнерго предписывает использование отечественного оборудования, запасных
частей и программного обеспечения. Понятно, что растущий уровень автоматизации
несет риски стороннего вмешательства, и в настоящее время это более чем актуально.
Так вот: "Россети" работают в строгом соответствии с этой политикой,
чего не скажешь о многих других организациях.© пресс-служба "Россети-Томск"
Электромонтер "Россети-Томск"
Это значит,
что там могут возникать бреши, угрожающие не чему-нибудь, а базовой
инфраструктуре. Даже на уровне самых обычных процедур, например, подготовки к
осенне-зимнему, паводковому или грозовому периодам, существует большая разница
в подходах. У нас есть достаточно жесткий регламент и внешний контроль за его
соблюдением, небольшие ТСО работают по принципу "не случилось и
хорошо".
–
Складывается впечатление, что вы попросту хотите поглотить заметную часть
рынка.
– Повторюсь
– это "поглощение" обернется для нас огромными расходами. Даже в тех
случаях, когда речь в принципе может идти о каких-то инвестициях, срок
окупаемости проектов оценивается в 15 или 20 лет. То есть нам приходится
доказывать небезнадежность таких активов.
Дело в том,
что наполнение инвестиционной программы ТРК определяется Минэнерго и ее
утверждение, а также любые корректировки оформляются через специальный приказ.
Могу утверждать, что такие инвестпрограммы на территории Томской области
формируем только мы.
Исходя из
соображений по обеспечению качества услуги, в области должно существовать три
или четыре крупных сетевых игрока, которые будут заниматься поиском лучших
инструментов управления и технических решений. Ну а региональная власть получит
возможность формировать четкую налоговую, техническую и экономическую политику
развития сетевого хозяйства.
Кроме
прочего, это напрямую скажется на инвестиционной привлекательности региона –
бизнесу, который будет рассматривать возможность строительства здесь крупных
объектов (девелоперских или производственных), станет проще оценить расходы и
реальный уровень надежности электроснабжения.
Что касается
прогнозов, то с учетом того, что государство однозначно ужесточает отраслевые
критерии, к 2025 году речь может идти как раз о четырех игроках. Это ТРК,
"Горсети", северские "Электросети" и еще одна компания,
созданная путем интеграции части небольших ТСО.
– Раз уж вы
подняли тему прозрачности – на что вам действительно хватает и не хватает?
– Здесь
нужно выделить три уровня. Первый для простоты назовем инновационным – тут речь
идет о внедрении современных и при этом максимально защищенных решений. Это
требует огромных денег и усилий, общий масштаб можно оценить на примере модернизации
подстанции "Аэропорт".
На втором
уровне мы меняем то, что было построено в 70-80-е годы без применения
технических новшеств. Где-то устает металл, в каких-то местах начинает
крошиться бетон – в климате заболоченных северных районов области это вполне
естественное дело. Кроме того, под объектами идут объективные природные
процессы, связанные с изменениями в грунтах и гидрологии.
К примеру,
два года назад в одном из удаленных районов произошла авария, приведшая к
отключению линии нефтяников. Бригада приехала туда на болотоходе и обнаружила
две упавшие опоры – за 50 лет с момента их монтажа протекающий там ручей
изменил русло и подмыл их основание. Такие объекты можно заранее, не дожидаясь
аварий, реконструировать без применения инновационных решений, но и это требует
очень больших денег.
Третий
уровень занимают текущие работы по поддержанию должного уровня надежности и
качества, и именно сюда идет большая часть средств, получаемых нами от тарифа.
Выходит так,
что первый и второй уровни финансируются как бы по остаточному принципу и с
расчетом на долговечность старых решений.
– И этот
принцип работает?
– Вопрос
непростой. Начну с того, что в работе ТРК очень многое зависит от состояния
автопарка – наша область размером с крупную европейскую страну, линии
электропередач проходят и по лесам, и по глухой тайге, где дорог иногда нет
вообще.
© пресс-служба "Россети-Томск"
Подстанция "Россети-Томск"
В прошлом
году мы смогли выделить средства на закупку новой техники, включая гусеничную.
Однако при этом в парках остаются автомобили, выпущенные в 70-х годах прошлого
века, заменить их пока не получается. У нас есть ремонтные и производственные
базы, которые сами нуждаются в ремонте. И денег на это нет, почти все уходит на
поддержание надежности и качества электроснабжения.
Базовой
частью тарифа является фонд оплаты труда (ФОТ), но даже здесь существуют
проблемы, связанные с тем, что мы пока не можем обеспечить конкурентный уровень
зарплат. В отрасли действует тарифное соглашение, согласно которому минимальная
тарифная ставка электромонтера первого разряда составляет около 10 тысяч
рублей. Наше предложение уступает этому уровню на 10-15%, то есть компании остро
необходим задел для увеличения ФОТ.
В прошлом
году мы смогли поднять уровень зарплат производственного персонала на 14%, и
ситуация несколько выправилась. А ведь доходило до того, что люди начали
уходить в магазины на позицию грузчика. В районах специалисты с опытом находили
себе более оплачиваемую работу в той же лесной промышленности, и заменить их
было очень трудно.
Сейчас мы
стараемся направлять каждый сэкономленный рубль на повышение зарплат, и это
тоже требует больших усилий.
Поможет ли в
этом вопросе консолидация сетей? Здесь я повторюсь – дело не в поглощении
активов и желании что-то монополизировать, а в повышении эффективности
расходования "котловых" тарифов. И если эта эффективность вырастет –
а она неизбежно вырастет в силу объективных причин – мы сможем приступить к
решению целого комплекса накопившихся проблем.