ТОМСК, 5 июн – РИА
Томск. Ректор Томского госуниверситета
(ТГУ) Эдуард Галажинский выступил в среду в Совете Федерации, где обсуждался пилотный проект по обновлению
системы высшего образования в России. Что
сделал томский вуз в этом направлении за прошедший год – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что в 2022
году Минобрнауки объявило о планах отказаться от Болонской системы,
подразумевающей разделение уровней высшего образования на базовый и
магистратуру. Вместо международного стандарта в РФ предлагается разработать
собственную модель высшего образования.
Был инициирован пилотный проект
по совершенствованию системы российского высшего образования. Он осуществляется
на базе ТГУ и других ведущих вузов страны. Проект предусматривает установление
следующих уровней высшего образования: базовое, специализированное,
аспирантура. На уровне специализированного высшего образования предполагается
реализация программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.
В рамках этого пилотного проекта
ТГУ запустил в 2023 году 13 программ. В них вуз реализует среди прочего модель
так называемых микроквалификаций, позволяющих студентам работать с первых
курсов.
Сколько лет нужно
учиться в вузе
По мнению Галажинского, Россия входит
в число стран, которые ищут ответ на вопрос, как сделать образование более
эффективным.
"Готовых решений нет – все
в поиске. В этой связи ТГУ реализует 13 программ и с 30 входит в следующий год.
Наверное, главное, что в этом году было сделано, – мы отрабатывали вариативные
программы с вариативной квалификацией, вариативным сроком обучения", – сказал
ректор на пленарном заседании Совета
Федерации в рамках "Правительственного часа".
© с сайта Совета Федерации
Эдуард Галажинский на заседании Совета Федерации
Он подчеркнул, что вуз провел
различные консультации с профессиональным сообществом и ассоциациями
работодателей, чтобы определить, какой срок обучения в университете является
оптимальным.
"Они привели нас к выводу,
что единственное внятное основание, на котором можно строить сроки обучения и определять
его содержание, – это национальная рамка квалификации, то есть квалификации как
требования к сложности деятельности, наукоемкости и уровню ответственности",
– подчеркнул Галажинский.
По его словам, в течение года
ТГУ вместе с партнерскими организациями описывал квалификационные уровни в ряде
отраслей.
Чему учить в университете
"Второй базовый вопрос, на
который мы отвечали: "А кто будет определять требования к содержанию
образования, чему учить?". Наш ответ – это должны делать лидеры отрасли,
потому что именно лидеры сегодня находятся на самой передовой конкуренции
технологического противостояния", – сказал ректор томского вуза.
Он объяснил, что в этом
направлении ТГУ сотрудничает с банковской сферой, предприятиями нефтехимии, а
также лидерами аграрной отрасли.
© ПИШ ТГУ
.
"То есть, по сути, мы с
каждой отраслью пересобираем ее внутреннее квалификационное содержание, под это
определяем содержание программ и запускаем пилотные программы. Определяем
требования к образовательным результатам, к экзаменам и оценке квалификации",
– добавил Галажинский.
Он отметил, что, например, в
финансовой отрасли происходят большие изменения – внедряется "цифра",
искусственный интеллект, новые технологии защиты и так далее: "Эта отрасль
настолько сильно изменяется, что "плывет" ее квалификационная сетка и
требования к профессии".
Что еще изменится
Ректор ТГУ рассказал, что в
пилотном проекте каждое направление сопровождается институциональной
проработкой: "То есть это не просто "пилот", где появляется "пятилетний"
инженер-технолог и "шестилетний" инженер-исследователь, а мы
предлагаем, как должна измениться "нормативка", контроль
распределения контрольных цифр приема, финансирование обучения и так далее".
По словам Галажинского, за всем
этим стоит огромная работа сотен людей из университета и партнерских компаний и
организаций.
"Могу сказать, что мы нащупали
те решения, которые принципиально изменяют отрасль. И хочу сказать, что это
тоже не есть изобретение механизмов на ходу. Начиная с covid, мы проводили исследования, чтобы понять, что происходит
с образованием, с его качеством и какие требования у работодателей. Поэтому, на
мой взгляд, это осмысленное и сложное движение вперед", – резюмировал он.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Главный корпус ТГУ