ТОМСК, 18 ноя – РИА Томск. Госкорпорация "Росатом" совместно с входящим в него Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН организовала в ноябре технический тур для депутатов Госдумы, представителей региональных властей, общественности и экспертного сообщества на площадку строящегося пункта финальной изоляции радиоактивных отходов в Северске Томской области.
Как этот объект помогает решить глобальную проблему безопасности и повлияет ли он на жителей региона – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что с 2011 года в РФ создается система финальной изоляции радиоактивных отходов, которые находятся во временных хранилищах при предприятиях атомной отрасли. Срок эксплуатации этих хранилищ ограничен 70 годами, меж тем период потенциальной опасности РАО колеблется от нескольких сотен до миллионов лет (в зависимости от класса, самые опасные – высокоактивные долгоживущие – относятся к первому).
Опасное наследие
С необходимостью создания пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов (РАО) в XXI веке столкнулись все страны, где существует атомная энергетика. А особенно остро стоит вопрос там, где создавалось ядерное оружие. К их числу, конечно, относится и Россия. Речь идет о проблеме радиационного наследия, при этом свою лепту вносит и мирный атом.
Ежегодно в России образуется более десяти тысяч кубических метров радиоактивных отходов 1-4 классов. Параллельно с созданием пунктов финальной изоляции РАО в нашей стране активно ведется разработка технологий безотходного атомного производства. Однако большая часть накопленных отходов потребует безопасных хранилищ в ближайшие годы.
Для комплексного решения проблемы опасного ядерного наследия в 2008 году в РФ была запущена федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности". Одной из целей ее второго этапа (на 2016-2020 годы и на период до 2035 года) является строительство на территории страны пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов.
"На сегодняшний момент порядка 25% накопленного радиационного наследия ликвидировано. Исходя из тех темпов, которые набрал "Росатом", плюс тех новых технологических решений, которые реализованы и будут реализованы, считаем, что до 2050 года все проблемы наследия в Российской Федерации будут решены", – рассказал директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО "Росатома" Василий Тинин.
Это заявление представитель госкорпорации сделал на круглом столе, который проходил в филиале Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО) "Северский" по итогам технического тура, устроенного для депутатов Госдумы, членов Общественной палаты России, ученых-экологов и других экспертов, которые приехали как из Томска, так и из других регионов РФ.
Участники тура посетили площадку Национального оператора, где завершается создание нового пункта финальной изоляции РАО.
Как это работает? Пример Северска
Ранее сообщалось, что с 2021 года в Северске идет строительство приповерхностного пункта финальной изоляции для 142 тысяч кубометров РАО 3-го и 4-го классов. Для финальной изоляции туда будут поступать отходы прежде всего от деятельности СХК. Завершение строительства первой очереди хранилища радиоактивных отходов ожидается до конца 2025 года, а приемка первых упаковок с РАО – в середине 2026-го.
РАО 3-го и 4-го классов– это среднеактивные короткоживущие отходы, низкоактивные и очень низкоактивные отходы. В настоящее время в РФ действует единственный пункт финальной изоляции РАО – в Новоуральске Свердловской области. Параллельно с северским хранилищем создается еще одно – в Озерске Челябинской области.
Участникам техтура продемонстрировали все особенности объекта и этапы обращения с радиоактивными отходами. Пункт финальной изоляции РАО включает в себя административно-бытовой корпус, технологический, санпропускник и модули хранилища.
Технология изоляции упаковок с РАО – заглубленная. Модули хранилища представляют собой бетонные сооружения со стенами толщиной около 0,7 метра, с внешней стороны создается замок из бентонитовой глины, обладающей высокими гидроизоляционными свойствами. Мощность глиняного слоя – около метра.
"(В Северске) применяются технологические решения, позволяющие в десятки и в сотни раз снижать объемы захоронения радиоактивных отходов. Нужно ли развивать такими темпами захоронения? Нужно, в первую очередь, с точки зрения обеспечения безопасности нашей природы, чтобы наши ребятишки, наши города на всю свою жизнь, на многие поколения вперед жили безопасно, здорово и счастливо", – рассказал Василий Тинин.
Он подчеркнул, что негативного влияния на экологию региона северское хранилище не окажет. Наоборот, с учетом всех принимаемых мер безопасности этот современный комплекс исключает попадание радионуклидов в окружающую среду.
"Объект снимет проблему опасности РАО не только на СХК. Обращение с РАО, с которыми мы работаем, безопасно. Оно снимет напряженность Томской области и соседних регионов. Речь идет об обращении с так называемыми "бытовыми" радиоактивными отходами, с которыми мы сталкиваемся каждый день: это медицина, это шахты, это различные исследования", – добавил Тинин.
Как добиться доверия людей?
Участники технического тура смогли задать все волнующие вопросы как в ходе посещения объекта, так и на круглом столе, который проходил в молодежном пространстве предприятий НО РАО и ОДЦ УГР в Северске. Своими мнениями по поводу увиденного и услышанного они поделились с томскими журналистами.
Александр Асафов, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов:
– Такие мероприятия безусловно нужны, потому что здесь участвуют разные люди, в том числе представители гражданского общества. И здесь в формате не просто доклада или лекции, а в формате диалога люди обмениваются важной информацией и видят открытость, видят тот уровень безопасности, который обеспечен при проектировании и создании таких важных для страны объектов.
Когда мы находимся каждый в своем информационном пузыре, у нас появляется неопределенность, и мы не можем до конца понять, что происходит, как это влияет на нашу жизнь. Когда любой может задать самый, может быть, абсурдный вопрос (например, "Что будет, если упадет метеорит?"), это очень важное дело. Нужно как можно чаще вовлекать в него представителей и гражданского общества, и экологов.
Татьяна Соломатина, депутат Госдумы от Томской области, заместитель председателя комитета по охране здоровья:
– Меня как врача всегда прежде всего волнует, безопасно это или нет для здоровья жителей Томской области. Когда слышишь "захоронение радиоактивных отходов", возникает обывательский вопрос: а что же они там будут закапывать? Сегодня мы посмотрели объект. Он впечатляет своими масштабами и, безусловно, будет иметь огромное экологическое значение. У меня все вопросы были сняты, но нужно больше рассказывать об этом людям.
Юлия Зворыкина, член Общественного совета при министерстве по делам развития Дальнего Востока и Арктики, доктор экономических наук:
– Я под большим впечатлением, потому что проведена огромная работа. Ожидаемо, что мы хотели увидеть площадку и убедиться в том, насколько правильно выбраны технологии финальной изоляции радиоактивных отходов 3 и 4 классов. Мне понравилось, что уже созданы и наблюдательные скважины, и площадка для дезактивации транспорта. Все продуманные решения нас, общественность, настраивают на то, что объект будет безопасным.