ТОМСК, 23 ноя – РИА Томск. Сериал "Метод" вернулся на экраны с третьим сезоном. И пока зрители ждут, чем Родион Меглин в исполнении Константина Хабенского удивит в новом сезоне, мы собрали подборку фильмов о маньяках – от классики триллера до современных российских проектов. В каждом фильме свой темп, страх и особый взгляд на природу зла.

"Психо", 1960, 18+

Культовый фильм Альфреда Хичкока. Мэрион Крэйн скрывается от полиции и находит убежище в захолустном мотеле, где встречает скромного и мягкого Нормана Бейтса. А дальше зрителей ждет один из величайших сюжетных поворотов в истории кино. Неудивительно, что Хичкок, стараясь максимально удивить зрителя, приобрел как можно больше экземпляров оригинального романа, чтобы сделать концовку неожиданной для всех.

Саспенс заметен и в атмосфере фильма: Хичкок использует ограниченное пространство, тени, неожиданные ракурсы и музыку Бернарда Херрманна, чтобы создать ощущение тревоги. Неудивительно, что картина стала хитом, породив уже привычное всем правило –"не впускать опоздавших" (его придумал именно Хичкок к выходу фильма). А "Психо" стал основой для визуального языка психологических триллеров и до сих пор работает безотказно.

"Прирожденные убийцы", 1994, 18+.

Сюжет рассказывает о Микки и Мэллори – паре молодых преступников, которые превращают убийства в медийный спектакль. Через их историю режиссер Оливер Стоун показывает, как телевидение и СМИ романтизируют насилие, превращая серийных убийц в знаменитостей и героев собственного "шоу".

Фильм нарочно снят хаотично: меняется пленка, формат, цветность, появляются вставки из новостей, мультфильмов и ток-шоу. Этот безумный монтаж отражает не только жестокость преступлений, но и информационный хаос, где реальность растворяется в телевизионной картинке.

Кстати, сценарий ленты принадлежал Квентину Тарантино, но он отказался от авторства после его переработки. А картина считается одной из самых скандальных в истории кино – после ее выхода некоторые реальные преступления списывали на "влияние" фильма.

"Зодиак", 2007, 18+

Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о журналисте и детективах, которые становятся одержимыми поиском маньяка, терроризировавшего Калифорнию.

Режиссер Дэвид Финчер дотошно воссоздает эпоху 1960-70-х, уделяя внимание каждой детали – от марок машин до шрифтов на газетных страницах. Расследование показано не как цепочка эффектных сцен, а как изматывающий, медленный процесс, где каждый шаг вперед сопровождается двумя шагами назад.

И именно это – осознание, что Зодиак где-то впереди – пугает больше всего.

"Красивый, плохой, злой", 2019, 18+

Картина рассказывает историю Теда Банди глазами его возлюбленной Лиз, которая долгое время не могла поверить, что обаятельный, образованный мужчина рядом – жестокий убийца. Фильм исследует тему доверия, самообмана и разрушительных последствий манипуляций.

Вместо кровавых сцен зрителю показывают психологический террор – как харизматичный человек может вызывать восхищение, скрывая чудовищную сущность. Постепенно тон фильма меняется: из романтической драмы он превращается в тревожный судебный триллер.

"Добрый медбрат", 2022, 18+

Фильм основан на реальной истории медбрата Чарли Каллена (Эдди Редмэйн), который годами незаметно убивал пациентов, меняя больницы одну за другой.

Его коллега Эми (Джессика Честейн) начинает подозревать неладное и, рискуя работой и безопасностью, пытается вывести убийцу на чистую воду. И в результате система здравоохранения, закрывающая глаза на странности, становится едва ли не столь же страшной, как маньяк.

История основана на книге-расследовании, созданной журналистом Чарльзом Гребером. Сам Чарли Каллен признался в 29 убийствах, но следователи предполагают до 400 жертв – одна из самых больших цифр в истории США.

"Воспоминания об убийстве", 2003, 18+

Картина Пон Джун-хо, которая стала международным прорывом режиссера задолго до "Паразитов". Сюжет основан на деле первого официально признанного серийного убийцы Кореи. Двое детективов – провинциальный и столичный – пытаются поймать преступника, действующего бесследно и жестоко.

Пон Джун-хо виртуозно сочетает жанры: триллер, черную комедию, драму. И в итоге фильм оказывается не только о маньяке, но и о людях, которые пытаются его поймать – со всеми их ошибками, предубеждениями, страхами. Атмосфера безысходности держится до последнего кадра. Усиливает это ощущение и то, что реальное дело было раскрыто только в 2019 году, уже после выхода фильма.

"Казнь", 2022, 18+

Дебют режиссера Ладо Кватания. Фильм рассказывает о следователе, который много лет назад расследовал серию жестоких убийств, а теперь получает шанс пересмотреть дело – новый подозреваемый может оказаться ключом к истине. С каждой минутой сюжет становится все более многослойным и психологически тяжелым.

Режиссер использовал реальные архивы МВД, чтобы смоделировать атмосферу 90-х. Кватания создает холодный, вязкий нуар: тени, туман, приглушенные цвета, город как лабиринт. "Казнь" – фильм о границах человеческой психики, о том, как легко потерять объективность, когда дело касается собственного прошлого и незаживших ран.

 "Кентавр", 2023, 18+

Российский камерный неоновый нуар с Юрой Борисовым. В центре сюжета – таксист Саша. У него травмированы ноги, он любит работать по ночам, когда люди легче раскрываются, и кажется, будто сросся с машиной – отсюда и название картины. Когда в салон садится эскортница Лиза, таксист безошибочно определяет ее профессию, но не осуждает: короткая перепалка быстро сменяется теплым примирением.

Лиза предлагает Саше поработать личным водителем на ночь – несколько дел, хороший гонорар, приятный человек за рулем. Для таксиста это обычная маршрутная смена, но Лизе стоило бы насторожиться: в городе орудует маньяк, который охотится именно на девушек ее профессии. А Саша, при всей вежливости, вызывает смутные сомнения – каждый раз по-новому рассказывает, что случилось с его ногами, словно проверяя реакцию.

"Кентавр" держит в напряжении полтора часа, потому что все время играет на ожиданиях: роли меняются, маски слетают, а персонажи оказываются не теми, кем кажутся. Сюжет – своеобразная игра нервов: зритель остается в таком же подвешенном состоянии, как и Лиза, у которой тоже есть свои тайны.