ТОМСК, 10 фев – РИА
Томск. Информация о том, что в Томске поставили спектакль "История
православного ежика", утопившего некрещеную белочку, вызвала бурное
обсуждение в интернете. Томский театр юного зрителя (ТЮЗ), которому приписали
постановку, заявил, что не имеет к ней отношения – это часть проекта "Песни
о Родине", в котором томские артисты участвуют на добровольных началах.
Корреспондент
РИА Томск связалась с режиссером постановки Дмитрием Егоровым, который
рассказал, какой увидел свою песню о Родине, почему его не задевает
разразившийся вокруг спектакля интернет-скандал и почему считает ежика
неправым.
– Спектакль
"Песни о Родине" – работа трех режиссеров, и это необычно для Томска.
Как пришла идея творческого союза?
– Возникла
от идеи сделать что-то совместное, содружеское. Стали с (новосибирскими) режиссерами
Алексеем Крикливым и Павлом Южаковым искать тему, которая смогла бы нас
каким-то образом объединить в форме такого альманаха.
Мы
все разные. И если спросить у каждого человека: "Что такое Родина?"
каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. И в итоге получилась очень
интересная работа, состоящая из трех совершенно разных и по эстетике, и по
содержанию новелл.
Это
классный и замечательный творческий процесс был, очень живой, очень хороший. И
содружество у нас в рамках этого проекта получилось. Мы ни разу не поссорились,
хотя для людей творческих работать одновременно – это не самая простая задача.
Сейчас
же еще Год литературы. Мы работали с прозаическими текстами. Очень много
пришлось и мне, и коллегам моим перечитать. И стараться, чтобы наши темы не
пересекались. Потому что граней у понятия "Родина" очень много, наши
вариации, естественно, не исчерпывают этого понятия, и еще миллион точек зрения
может быть.
Мы
готовы видеть еще кого-то из режиссеров в рамках этого пространства, готовы
дальше обсуждать. Это такой спектакль, где никто никому не запрещает
разговаривать со зрителем о том, чем он хочет поделиться.
© официальная группа постановки "Песни о Родине" в соцсети "ВКонтакте"
"История о православном ежике" цикла "Песни о Родине"
– И
какая она, Родина для вас?
– Я
вижу свою Родину как совершенно замечательное пространство, в котором множество
прекрасных людей, чудес и парадоксов. Правда, чудеса бывают разные: радостные и
нерадостные. Но меня не перестает удивлять моя Родина, и, наверное, именно за
это я ее люблю.
– "Православный
ежик" Майи Кучерской, по которому вы ставили свою часть альманаха,
воспринимается сейчас не как произведение о Родине, а как пародия на
православие и церковь.
– Для
меня это (произведение) нисколько не связано с понятием "церковь" и с
понятием "вера". Речь в нем о том, что обычные люди не имеют права
исправлять другого человека, принуждать его к чему-то, прикрываясь великой
идеей. Мы все можем ошибаться.
Лично
мне, как человеку очень любящему и переживающему за свою страну, странно
видеть, как религия усилиями некоторых особо активных граждан начинает превращаться
в подобие коммунистической партии. Когда с комсомольским азартом люди под
флагами духовных ценностей начинают не всегда что-то разумное делать.
Когда
черты какой-то агрессивной партийности начинают приобретать вещи духовные, вещи
прекрасные. Я говорю сейчас исключительно о дилетантах, а не о профессиональных
священниках.
Вот,
например, история от одной моей знакомой. У нее очень верующий отец, и он
младшим дочкам запрещает читать книжки про фей и чудеса. Девочки втайне от него
читали эти книжки. И когда он об этом узнал, очень сильно выпорол одну из них.
Это что – христианство? Это жестокость и мракобесие, по-моему. Никакие
убеждения не стоят слез ребенка.
© Алена Хлестунова
Где
грань между истовой верой и религиозным фанатизмом или сектантством, или чем-то
еще? Есть ведь и православные секты. Но те, кто там, зачастую не имеют ни
образования, ни информированности, которыми обладает человек, окончивший
духовную семинарию, например.
И я
тоже не пытаюсь свою точку зрения навязать. У нас ежик в спектакле очень
добрый. И белочка тоже. Просто ежику и его друзьям не нравится, что они одну
музыку слушают, а белочка – другую. И ежик искренне хочет ей помочь. Но благими
намерениями, как известно…
В
церкви же – как и в любом другом деле. Ведь если машину начнет чинить человек,
который не умеет этого делать, то машина может сломаться и может произойти
авария. Так же и человек, пусть и верующий, но не имеющий духовного сана, не
имеющий права проповедовать и говорить, как надо делать, будет за это браться –
тоже может получиться беда.
Почему
ежик? Есть такой жанр – басня. Вы (Ивана) Крылова почитайте. Там такие
разговоры есть! Давайте говорить, что Крылов тоже что-то не то написал? У него
тоже животные там всюду. О чем эта басня? О том, что мы, миряне, какими бы
верующими себя не считали, все равны, все под Богом ходим.
Духовенство
– это, в основном, профессиональные люди. А мы? Мы – нет. Так какое же мы имеем
право говорить друг другу, каким должен быть православный человек?
Мы
живем в православном мире, в котором есть православные юристы, православные
журналисты и даже православные биологи. Поэтому лично я не вижу ничего
страшного в том, что появляется басня о православном ежике и о том, как неумное
использование великой идеи, какой является христианство, может привести к самым
трагичным последствиям.
© предоставлено Дмитрием Егоровым
Режиссер Томского ТЮЗа Дмитрий Егоров
– А
вам не бывает обидно, что люди не понимают, о чем вы пытаетесь им сказать через
сцену? Как сейчас, например, когда вокруг "Ежика" закрутился такой
информационный поток.
– Я
к этой ситуации отношусь достаточно спокойно, потому что понимаю, что все режут
воздух. Я всегда ожидаю отклика от тех, кто сам увидел или увидит спектакль. Я
режиссер. Я работаю непосредственно со зрителем. Живым зрителем, который сидит
в зале, а не тем, кто сидит в интернете и новости смотрит.
Потому
что по факту вышло так – журналисты, исказив факты, сделали горячую новость, а
люди кинулись обсуждать, не разбираясь, насколько эта новость соответствует
действительности. Реакция, которая возникла, очень показательна. Изначально в
прессу дали неверную или небрежную информацию. И чем дальше, тем больше эта
информация начала искажаться.
У
тех, кто написал первыми, сюжет сказки перевран и авторство Томскому ТЮЗу
приписано. В других источниках писали, что спектакль показывался детям. Но он
не показывался детям, он изначально не был рассчитан на детей. Категория
зрителей "Песен о Родине" была обозначена "18+". Это были
вечерние спектакли, на нем была взрослая аудитория. И никто в процессе не
вставал, не выходил и не оскорблялся.
© сайт ТЮЗа
Между
тем уже пошла информация (в различных СМИ), что на спектакле в Томске у детей
был нервный срыв, родители возмущены, дети работали с психологом и так далее.
Но как это могло быть, если ни "Песни о Родине", ни "Ежик"
в отдельности в Томске вообще не показывались! Это реакции людей, которые не
видели то, о чем они говорят.
И не
факт, что каждый из них ознакомился с текстом Майи Кучерской. Они просто
копировали информацию, которая показалась им горячей, и продолжали искажать ее
дальше и дальше. Что, из-за этого надо как-то беспокоиться? Из-за того, чего не
было?
Что
до "оскорбленных" новосибирских православных активистов – это
очевидная ситуация, когда люди без всякой попытки разобраться захотели по
привычке пропиариться на этой искаженной информации. Только вот беда – в
"Ежике" реально оскорбляться нечему.
Ни
символики религиозной, ни атрибутики, ни обрядов, не крестится никто. И текст
Кучерской колкий, но совершенно безобидный. Хотя, конечно, "новосибирские
православные активисты против православного ежика" – это хороший сюжет для
новой комедии.
Театр
– искусство живое. Приходит зритель, смотрит – он твой собеседник, а не статья
с искаженной информацией. Я стараюсь представлять своего зрителя человеком
разумным, человеком адекватным, человеком с чувством юмора и человеком
культурным. Культурный человек – это залог того, что человек адекватен, и не
будет обсуждать то, чего не видел.
© официальная группа постановки "Песни о Родине" в соцсети "ВКонтакте"
"История о православном ежике" цикла "Песни о Родине"
– В
сообщении ТЮЗа говорится, что постановка – личная инициатива ваша и актеров.
Каким образом подбирался актерский состав? Были ли какие-то специфические
сложности при работе над проектом?
– Я,
к слову, не штатный режиссер Томского ТЮЗа. Но к тому моменту, когда сроки
выпуска проекта подошли, я находился на постановке в ТЮЗе. Здесь работают
несколько ребят, ушедших из Молодежного театра Алтая, мы с ними в прошлом много
работали. И было понятно, что с ними будет быстрее эту работу осуществить. И мы
с ними это сделали.
Естественно,
мы поставили в курс дела руководство. Естественно, показали перед отъездом
комнатный прогон – потому что я отлично понимал, что тема важная, и нужно
посмотреть, не оскорбит ли она чувства людей. Тех, кто посмотрел, не
покоробило. Как не покоробило и зрителей, которые приходили на спектакль (в
Новосибирске), и участников спектакля.
Если
говорить о сложностях, то мы все люди верующие, у нас с Богом свои какие-то
индивидуальные отношения. Этот момент для меня был очень важен – чтобы никого
не оскорбить. И когда после начала репетиций я понял, что мы этой постановкой
никого не оскорбляем, никого не уязвляем – самое главное, нет никакой издевки
над религией, над верой, над самим православием – то дальше, если честно,
никаких проблем не возникало.
Я
сам человек православный. И я, как и православный ежик, не имею права знать
точно, как надо жить другому человеку. Никогда в жизни не возьму на себя
обязанность проповедовать какие-то религиозные истины.
У
меня нет на то духовного образования и права это делать. И ни у кого из простых
смертных этого права, по-моему, нет. Нам просто, по-моему, в мире надо жить и
пытаться договориться, чтобы всем хорошо было, вне зависимости от того, ежик ты
или белочка.
© официальная группа постановки "Песни о Родине" в соцсети "ВКонтакте"
"История о православном ежике" цикла "Песни о Родине"