19 марта 2024  |
11:06  2 января 2018 г.

Сделано в Томске: изобретения и открытия 2017 года. Часть I

Чёрная Элеонора
© с сайта ТГУСделано в Томске: изобретения и открытия 2017 года. Часть I

ТОМСК, 2 янв – РИА Томск. Томские ученые в 2017 году становились героями сотен журналистских публикаций благодаря своим разработкам, открытиям и изобретениям. Какими работами с пометкой "сделано" прославился научно-образовательный комплекс региона – в обзоре от РИА Томск.

Первая в России технология синтеза пентамина

Ученые Томского государственного университета (ТГУ) разработали технологию синтеза пентамина – субстанции для производства инъекций, которые применяют при гипертоническом кризе, отеке легких и мозга и в других случаях.

По информации вуза, химики сделали настоящий прорыв – ранее таких технологий в России не было. Томская разработка позволит запустить в нашей стране производство пентамина, а пока российские предприятия покупают его у Китая, главного экспортера субстанции в мире.

Прибор для лечения рака

Специалисты Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и НИИ онкологии на протяжении нескольких лет работали над созданием комплекса локальной гипертермии, не имеющего аналогов в мире. Прибор предназначен для лечения рака: он обеспечивает нагрев опухоли на любой глубине и в строго ограниченных областях, подавляя ее очаг и метастазы, при этом практически не затрагивая здоровую ткань.

В 2017 году группа ученых получила официальные свидетельства Росздравнадзора и Ростеста, подтверждающие эффективность и безопасность разработанного ими прибора "Феникс-2". Теперь он официально может применяться в лечебных учреждениях. С томским НИИ онкологии уже есть договоренность о применении комплекса.

Патент на защиту спутников от космического мусора

Ученые Научно-исследовательского института прикладной математики и механики ТГУ создали систему защиты исследовательского спутника "Спектр-УФ" – космической обсерватории, которая будет выведена на орбиту в 2021 году.

Томичи позаботились о защите спутника от космического мусора – малых частиц диаметром в 1,5-2 миллиметра, которые на большой скорости могут нанести вред аппарату. Эффективность разработки подтвердилась в ходе испытаний, а томичи получили патент на разработанный метод.

Ученые предложили устанавливать защитные экраны и гофрированные металлические сетки. В отличие от традиционных сеток, расположенных параллельно друг другу, гофрированные имеют определенный угол наклона, благодаря чему частицы мусора не смогут ударять под прямым углом и повредить обсерваторию.

Восковая тыква для Сибири

Стараниями ботаников ТГУ в Сибири прижилась бенинказа, или съедобная восковая тыква. Наряду с прекрасными вкусовыми качествами у восковой тыквы есть и просто огромный плюс: она может храниться очень долго, до трех лет.

Вообще восковая тыква широко распространена в теплых странах – Китае, Индии, Индонезии, Латинской Америке. Ученые лаборатории сельскохозяйственных растений Сибирского ботанического сада ТГУ разработали специальную технологию для выращивания бенинказы в Сибири, причем не только в теплицах, но даже в открытом грунте. Так что теперь огородники Томска смогут побаловать себя заморской тыквой.

© с сайта ТГУ
Ботаники ТГУ научились выращивать теплолюбивую восковую тыкву в Сибири

Дефектоскоп для самолетов

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) создали уникальный рентгенографический комплекс: он будет использоваться для выявления мельчайших дефектов в роторах газотурбинных двигателей современных самолетов. По информации вуза, такой комплекс не имеет аналогов в России, а создан он по заказу "Объединенной двигателестроительной корпорации".

Новый метод синтеза нанопорошка для имплантов