RIATOMSK.RU
-10°C
19 ноября 2019  |  
5:20
  |  
-10°C
16:35  11 января 2019 г.

Первый в мире "зимний" беспилотник может появиться в Томске

Тайлашева Елена Владимировна
© РИА Томск. Павел СтефанскийПервый в мире зимний беспилотник может появиться в Томске

ТОМСК, 11 янв – РИА Томск, Елена Тайлашева. "Зимний" беспилотник начали собирать в Томске, в конце февраля пройдут первые пробные испытания на улице. В середине декабря 2019 года автомобиль без водителя уже должен будет уверенно проехать 50 километров по загородной трассе и городским пробкам. Почему именно в Томске может появиться первый в мире подобный успешный проект – в материале РИА Томск.

Стимул объединиться

Беспилотные автомобили, которые передвигаются, ориентируясь на разметку и дорожные знаки, постепенно становятся привычным делом – в Америке, Европе, Китае они наездили миллионы километров и показывают хорошую статистику по безаварийности. Но "зимних" автомобилей, которые могли бы двигаться в условиях, скажем, сильных снегопадов и обледеневшей трассы (то есть в отсутствие четких визуальных ориентиров) в мире нет.

Проблему активно пытаются решить, в том числе, в России: в прошлом году РВК, фонд "Сколково" и АСИ объявили технологических конкурс "Зимний город", участникам которого было предложено разработать беспилотный автомобиль для передвижения по зимним дорогам.

Заявки на него подали 27 команд, в том числе – томская. Она представлена альянсом "Техническое зрение", в который входит 15 компаний (альянс, в свою очередь, входит в томский кластер SMART Technologies).

"(Конкурсная) задача – проехать на беспилотном автомобиле 50 километров по зимней трассе, включающей участок езды непосредственно по городу, по пробкам. В конце февраля пройдут квалификационные заезды в Подмосковье, где мы должны показать, что автомобиль дееспособный, умеет двигаться без ручного управления. В середине декабря состоится финал в Москве", – рассказал журналистам руководитель альянса Виктор Ширшин.

Призовой фонд конкурса – 175 миллионов рублей, впрочем, по оценкам проректора Томского госуниверситета Константина Белякова (ТГУ – один из участников альянса), совокупные вложения компаний в разработку автомобиля будут сильно больше. Это как раз тот случай, когда главное – участие:

"Оно стало для нас стимулом объединить усилия, ведь достичь успеха по отдельности очень сложно (и неимоверно дорого). В рамках альянса мы можем пользоваться готовыми наработками разных технологических компаний, которые будут дополнять друг друга и работать на общую цель", – сказал Беляков.

Органы беспилотных чувств

© РИА Томск. Павел Стефанский
Будущий "зимний" беспилотник будет сделан на базе электрогрузовика, который сейчас стоит в гаражном боксе ОЭЗ "Томск"
Именно богатый опыт компаний альянса в разных направлениях может сделать проект успешным. Так, научно-производственная фирма "Мехатроника-Про" участвовала в создании беспилотного электробуса "КамАЗ 1221 Шатл", презентованного в Казани накануне чемпионата мира по футболу – 2018: томичи разработали для него электропривод для рулевой рейки.

"В рамках проекта (по разработке "зимнего" беспилотника) мы будем заниматься вопросами, связанными с рулевым управлением, управлением скоростью движения и тормозной системой. Комплектующие будут по максимуму российские, а решение будет не хуже западных аналогов", – уверен замдиректора по продвижению НПФ "Мехатроника-Про" Ринат Исмаилов.

За техническое зрение будет отвечать томская компания "Попков Роботикс" – один из мировых лидеров по созданию образовательных робототехнических конструкторов с техническим зрением.

Ее машинки отлично распознают знаки, разметку, дорожные препятствия, анализируя 20-30 параметров одновременно. Да, они маленькие и ездят с максимальной скоростью пять километров в час, "разогнать" реальную технику до 60 километров в час – задача очень сложная. Но, как говорит представитель компании Анатолий Попков, технически решаемая.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Робототехнические конструкторы от "Попков роботикс"
Но если автомобиль попал в туман или сильный снегопад, он уже не может положиться только на картинку, которую "видят" его видеокамеры. Чтобы избежать "слепоты", томская компания "ИНТЭК" займется аппаратной реализацией систем технического зрения не визуального класса.

"У людей, например, пять чувств, а у летучих мышей есть ультразвуковой канал оценки обстановки. И чем больше мы сможем применить в единой системе различных каналов сбора данных, тем более адекватной картина будет для автомобиля в реальном времени", – поясняет директор ООО "ИНТЭК" Никита Калиновский.

По его словам, в автомобиль будут встроены такие системы, как лазерный дальномерный сканер, радиочастотный дальномерный сканер с качающимся лучом, ультразвуковые сканеры дальности, прецизионный GPS с сантиметровой точностью…

Технологическое лидерство

"Главная задача (томичей) – создание платформенных решений, потому что глобальное технологическое лидерство получают те, кто является владельцами больших платформ. С момента чемпионата мира (по футболу) так не болел за нашу команду, как сейчас!" – сказал начальник департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Александр Осадченко.

Участники проекта не сомневаются – если они получат хороший продукт, желающих производить автомобили на основе их решений будет много.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке