ТОМСК, 29 окт – РИА Томск, Ольга Трепова. Куклы томички Ирины Плотниковой живут во многих уголках России и даже в Испании. Два года назад бывший менеджер магазина занялась этим хобби, чтобы зарабатывать на жизнь и при этом находиться рядом с 25-летней дочерью, которая перенесла инсульт, три недели комы и две сложнейшие операции.
Ежегодно 29 октября во всем мире отмечается Всемирный день борьбы с инсультом. Журналист РИА Томск пообщалась с людьми, которые последние два года изо дня в день доказывают себе и окружающим, что инсульт – не приговор.
Не кукольный дом
Изящная брюнетка с красной кожаной сумочкой на цепочке и в красных туфельках со своей подружкой блондинкой вышли на прогулку, спустившись со шкафа. Они одеты с иголочки. Их жизнь легка и безмятежна, в отличие от жизни мастера – Ирины Плотниковой, руками которой они созданы.
В мае 2018 года у дочери Ирины случился геморрагический инсульт из-за врожденной патологии сосудов головы. Шансы выжить после такого инсульта обычно крайне низки.
"С этого дивана скорая увезла Дашу с инсультом в областную клиническую больницу, где ей сделали экстренную операцию. Три недели она была в коме, потом ее перевели в неврологическое отделение. Я с Дашей была 24 часа в сутки, осталась без работы, при этом у нас съемная квартира. Младшая дочь поступила в институт в Екатеринбурге, ей тоже нужна помощь. Мне было страшно и очень тяжело", – рассказывает она.
Раньше жизнь Ирины никак не была связана со швейной машинкой. До инсульта дочери она трудилась менеджером в магазине головных уборов. Когда случилась трагедия, остро встал вопрос с поиском такой работы, чтобы можно было круглые сутки находиться рядом с дочкой. Чтобы заработать на жизнь, Ирина сперва мастерила новогодние поделки, заколки для волос, броши ко Дню Победы, потом в ее жизни появились куклы.
"В интернете я увидела эти куклы и подумала – у других получается, а почему у меня не получится? Швейная машинка у меня пять лет простояла, я достала ее и сказала: "Ну что, надо учиться". Теперь только шум стоит, строчу и строчу", – говорит собеседница агентства.
Даша
Мы познакомились с Дарьей и ее мамой в неврологическом отделении два года назад. Врачи называли Дашу "девочка" – на фоне остальных больных отделения худенькая и хрупкая 25-летняя пациентка действительно выглядела как девочка.
Тогда, спустя пару месяцев после инсульта, Дарья не могла ходить, держать голову, не могла говорить, у нее была полностью парализованна левая часть тела, она с трудом крутила педали тренажера.
"Мы учились вставать. Самое страшное это было выйти на улицу после выписки. Мне приходилось мужской ремень надевать дочери на пояс и держать ее за него, чтоб она хотя бы какие-то шаги делала, чтобы не упала. К косякам прибила специальные ручки, чтобы она могла держаться. Так и день, и ночь", – вспоминает Ирина.
После очередного обследования оказалось, что возможен риск повторного инсульта. "В тот момент я относилась к Даше, как к хрустальной вазе, очень за нее боялась", – говорит собеседница. После этого пришлось им пройти еще через две сложные операции – уже в Федеральном центре нейрохирургии в Новосибирске.
Сегодня Дарья может самостоятельно передвигаться, хотя и с трудом – в стопе отсутствует чувствительность, может правой рукой вышивать алмазную мозаику, переписываться с друзьями на компьютере, делать маме кофе, пока она шьет очередную куклу. Дочь рисует визитки для мамы, осваивая графический редактор, и помогает ей вести аккаунт в социальной сети.
Ирина
"Хорошо помню этот вечер: я сидела за компьютером, прибегает мама и говорит, что ей нужны белые носки, причем срочно. Она перерыла весь шкаф, нашла белую кофту. Потом приходит ко мне и показывает это чудо – это была первая трикотажная кукла, я ее никогда не забуду. И вообще куклы с глазками-точками – это ее "фишка", они как появились в моем сердце, так и остались", – вспоминает в свою очередь Дарья.
Потом появилась вторая, третья кукла, и дело пошло. Поддержали подруги и друзья, купив первых красавиц. Особенность этих кукол, что они как люди – даже на теле сделаны физиологические складочки, их можно переодевать в разные наряды. Всего за этот период мастерица сшила более 300 кукол: одна из них уехала жить в Испанию, другие живут в Томске, в других уголках России.
"Имена куклам я стараюсь не давать, чтобы не привыкать. Они для меня как дети, люблю каждую. Я сажусь за машинку и отдыхаю морально, забываю про все сложности. В то же время я могу встать и пойти ужин приготовить. Занимаюсь любимым делом, которое мне еще и деньги приносит", – поясняет Плотникова.
Сейчас Ирина уже начала готовиться к Новому году, который по восточному календарю будет годом Быка. Поэтому в компании кукол уже появились первые обаятельные бычки и коровы. Ирина охотно делится своим мастерством, записывая и публикуя в Instagram видео-уроки.
Жизнь после инсульта, или "Дай сделать самой"
На вырученные от продажи кукол деньги семья живет, также они идут на реабилитацию Дарьи, покупку различных устройств и приспособлений. Например, из США по меркам Дарьи заказали специальную перчатку для постинсультных больных. В этой перчатке она делает специальные упражнения, чтобы развивать хватательные движения и мелкую моторику.
"Когда Даша лежала в коме, врачи говорили, что шанс на выживание у нее очень маленький, а если выживет, то останется в вегетативном состоянии. То, что она сейчас такая, какая есть – это просто чудо, она выкарабкалась, морально и умственно осталась как до инсульта", – делится мама девушки.
Сейчас каждое утро Даши начинается с занятий на тренажерах, которые ей подарили неравнодушные люди: после инсульта ее вес составлял 82 килограмма, прибавка составила около 27 килограммов.
"Одной рукой держусь и поехала. Каждому тренажеру утром и вечером я уделяю по 15-20 минут. Вот так и топим жир, – рассказывает девушка и добавляет, что ей удалось похудеть на 17 килограммов. – Сейчас я себя не жалею: даже если я выхожу из ванной, мама бежит по привычке мне помочь. Но я знаю, что я могу взять свои вещи и одеться. Я ей говорю, не надо, хорош, дай мне это сделать самой".
В то время, когда ее сверстницы думают о замужестве или о новых путешествиях, Даша мечтает поехать на реабилитацию в Екатеринбург в Институт мозга. На это нужно 180 тысяч рублей.
"Моя цель – максимально спасти мою руку. Я хочу устроиться на официальную работу и получить высшее образование. Хочу финансово помогать маме и помогать ей продвигаться в творчестве. Положив руку на сердце, говорю, что если бы не мама, я бы сложила ручки и все. А мамино упорство, строгость, позитив – это мне придало силы, и я стала по-другому смотреть на многие вещи", – говорит девушка.