ТОМСК, 13 июл – РИА Томск. Дизайн-код действует в Томске уже третий год, и число желающих разместить и узаконить новые вывески существенно сократилось – соответствующих разрешений в 2023 году выдано на треть меньше, чем в предыдущие годы. А вот отдельно стоящих рекламных конструкций, единый стандарт для которых еще не принят, становится все больше. Как щиты 3 на 6 стали приметой города – в материале РИА Томск.
Обновление со скрипом
Ранее сообщалось, что в июне 2022 года в Томске был
утвержден дизайн-код – раздел правил благоустройства, который регулирует размещение вывесок на фасадах зданий. Он должен избавить город от рекламно-информационного
шума, упорядочить вывески и адресные таблички. Особые требования предъявляются
к объектам исторической застройки "особой архитектурной зоны", к
которой относятся 144 улицы и переулка Томска.
"С момента принятия указанного раздела дизайн-кода
(требования к рекламным конструкциям на фасадах зданий) отмечается сокращение
количества обращений на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на
фасадах зданий", – сообщил чиновник.
По данным департамента муниципальной собственности, количество
выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на
фасадах до принятия дизайн-кода в 2022 году составляло около 800 в год (в пандемийном
2020-м был спад до 679). Затем активность томских предпринимателей резко пошла
на убыль: в 2023 году было выдано 486 разрешений, а в 2024-м – пока всего 163.
© РИА Томск. Никита Гольцов
Реклама и вывески на улице Алтайской
Информации о том, сколько всего разрешенных вывесок
размещено в Томске, у департамента нет. Что касается старых конструкций,
которые появились в Томске до принятия дизайн-кода, то чиновник напомнил о
предоставленном бизнесу пятилетнем переходном периоде. Убрать не соответствующие правилам благоустройства старые конструкции предприниматели
должны до 17 июня 2027 года.
Щиты пока не закодированы
Также сообщалось, что в 2023 году мэрия заключила контракт стоимостью
476 тысяч рублей на разработку дизайн-кода для отдельно стоящих рекламных
конструкций. К 2024 году подрядчик – компания "Архнуво" – должен был создать
единый стандарт. Предполагается, что введение новых требований к
"наружке" также будет постепенным, и все ранее заключенные договоры будут
действовать до конца своих сроков.
"В отношении отдельно стоящих рекламных конструкций
дизайн-код находится в разработке", – сообщил сотрудник департамента
муниципальной собственности, уточнив, что подготовленный "Архнуво" проект
документа пока не прошел согласование в недавно созданном облдепартаменте
градостроительного развития.
Он также подчеркнул, что сроки принятия "рекламного дизайн-кода"
мэрии неизвестны. Однако процедура предполагает сначала подробное изучение
проекта с участием экспертного сообщества и депутатов гордумы.
Что касается актуального положения, то, по данным мэрии, наиболее
популярны у томских рекламщиков конструкции "три на шесть метров" –
их в городе насчитывается 662 штуки.
© РИА Томск. Павел Стефанский
.
Примечательно, что за последние 5 лет этот показатель вырос,
но незначительно – в 2019 году щитов было 647. Куда заметнее – с 90 в 2019 году
до 192 в 2024-м – выросло количество "конструкций индивидуального
проектирования" (самореклама ТЦ и дилерских центров).
Подавляющее большинство отдельно стоящих рекламных конструкций в Томске – 800 из
913 – установлены по договору с мэрией. Меньшая часть – это конструкции,
которые установлены на частных земельных участках (в этих случаях согласие
властей не требуется). При этом доля рекламных конструкций, расположенных на частных
участках, за последние годы заметно выросла: в 2019 году таких было всего 49, а
в 2024-м – уже 117, следует из данных гордепартамента.
© РИА Томск. Никита Гольцов
Вывески на фасадах
© РИА Томск. Никита Гольцов
Светодиодный экран на Новособорной площади
© РИА Томск. Никита Гольцов
Киоск с овощами и фруктами на улице Тверской

Вывески и реклама в Томске