Православные отметят 19 августа один из 12 важнейших церковных праздников – Преображение Господне. В 2024 году оно выпало на
понедельник. Как связан это праздник и Яблочный Спас, а также о традициях и обычаях
– в справке РИА Томск.
Преображение – это описанное в Евангелиях явление
Божественного величия Иисуса Христа перед тремя учениками во время молитвы на
горе.
Православные христиане отмечают Преображение Господне по
григорианскому календарю – 19 августа (6 августа по старому стилю). В
католической церкви Преображение отмечают 6 августа, а в Армянской апостольской
церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. В православии
Преображение Господне входит в число двунадесятых (12 важнейших после Пасхи)
праздников.
Преображение всегда бывает в дни Успенского поста (14–27
августа).
Евангельские описания Преображения Господня
Евангелическое предание гласит, что Преображение произошло
за сорок дней до Голгофы. Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна
– на гору в Галилее (по преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился:
одежда и лицо его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и
Илия и беседовали с ним.
Апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас
Божий: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте". Сходя с горы,
Христос запретил ученикам рассказывать о дивном явлении до его воскресения.
Богословское значение Преображения Господня
Выдающийся византийский богослов XIV века святитель Григорий
Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати,
через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм –
восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.
Церковные и народные традиции Яблочного Спаса
Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный
Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По
раннехристианскому уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград
не вызревает, освящают яблоки. На основе уставных требований сложился народный
обычай – не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый
"яблочный пост". Освящение плодов проводится в конце праздничной
литургии и является выражением дара Богу от благословленной им природы.
Богослужебный православный канон предполагает, что накануне
дня Преображения проводится всенощная служба с особым молитвенным чином –
Всенощное бдение. В день праздника проводится Божественная литургия, которая
завершается освящением плодов, которые приносят с собой прихожане.
Народные традиции празднования Яблочного Спаса дополняют
церковный канон. У восточных славян существовало поверье, что на том свете
детям, родители которых до Яблочного Спаса не едят яблок, раздают гостинцы
(среди них и райские яблоки), а тем детям, родители которых пробовали яблоки, –
нет. Поэтому многие, особенно те, у которых умерли дети, считают
великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса.
Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были
отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших
детей. В том случае, если могила ребенка далеко или вовсе неизвестно где,
следует освященное яблоко положить на любую детскую могилу или оставить в храме.
Многие крестьяне освященные яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем
умершим родственникам.
В день Яблочного Спаса принято печь пироги, запекать яблоки,
печь блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекут из
постного теста. При этом в праздник нельзя заниматься тяжелой работой и уборкой
по дому. Лучше это перенести на другой день.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. В ряде
российских губерний вечером в день Яблочного Спаса устраиваются массовые
хороводы. Также в этот день принято провожать солнце, наблюдая за его закатом,
что символизирует конец лета и начало осени.
Справка составлена по материалам открытых источников