ТОМСК, 10 ноя –
РИА Томск, Анна Глушенкова. Киберспорт в России выходит на новый уровень:
развивается индустрия, появляется запрос на новых специалистов, готовятся
всемирные "фиджитал-игры". Как в этих процессах помогает
университетский киберспорт и для чего стоит играть в игры, рассказал в интервью
РИА Томск один из инициаторов создания Национальной ассоциации университетского
киберспорта "Н.А.У.К.А" Вячеслав Гойко.
Ранее
сообщалось, что Томский госуниверситет (ТГУ) стал инициатором создания
ассоциации "Н.А.У.К.А", в настоящее время участие в ней
подтвердили 103 российских вуза. Члены ассоциации
смогут заниматься исследованиями, устраивать соревнования, запускать и
тестировать сетевые образовательные программы. Это также облегчит обмен опытом
между спортсменами разных регионов.
Новая индустрия
– Вячеслав Леонидович, как обстоят дела с киберспортом в вузах Томска на
данный момент?
– Уже сделаны
первые – структурные – шаги: это открытие киберклассов. Первый
открыт на
базе ТГУ, сейчас готовятся к открытию еще несколько в
других вузах Томска. Подобное открывается и в вузах других
регионов: на Алтае, в Якутии, Бурятии. В этом месяце мы едем открывать
киберкласс в Северный (Арктический) федеральный университет в Архангельск.
© предоставил Вячеслав Гойко
Мы взяли
модель американского студенческого спорта, когда у каждого университета есть
своя сборная. Для Сибири это особенно актуально. У нас тут зимой, к сожалению,
в футбол не поиграешь. В этом отношении киберспорт достаточно дешевый вид
спорта, при котором у каждого университета появляется своя
"киберсборная", за которую можно играть.
Важно, что
университеты начинают инвестировать, они в это верят! Хотя для киберспорта
нужно не так уж много вложений. Обычно в команде около пяти человек – купить
для них мощную технику по силам практически всем вузам. Плюс не обязательно,
как у нас в ТГУ, оснащать все по-полному, можно сделать это в минимальном
формате, чтобы ребята уже могли тренироваться.
Помимо этого,
компьютеры используются не только для киберспорта, но и для обучения
IT-специальностям, искусственному интеллекту, машинному обучению – для этого
всего тоже нужно мощное железо.
– Сейчас много кто играет в компьютерные игры – CS:GO,
Dota2, LOL и другие. Что дает студентам участие в соревнованиях от имени
университета?
– Начнем с
того, что мы – университет, поэтому должны готовить людей для занятия своего места
на рынке труда. Киберспортсмен, менеджер
киберспортивной команды, тренер – это новые профессии. По разным оценкам, в России аудитория
киберспорта составляет от 16 до 40 миллионов людей,
появляются профессиональные клубы с многомиллионным бюджетом – это все
потенциальные рабочие места.
Помимо самих
спортсменов развивается целая индустрия: дизайн, разработка кейсов,
сопровождение мероприятий, организация соревнований. Здесь отдельная индустрия,
которой тоже нужны специалисты. Если мы этим будем заниматься, у наших
студентов появится дополнительная возможность устроиться в быстрорастущий
сегмент.
© предоставил Вячеслав Гойко
Если говорить
про что-то из разряда "здесь и сейчас", то участие в соревнованиях
абитуриентам дает дополнительные баллы при поступлении – до 10, а студентам –
возможность получать повышенную стипендию как за успехи в спорте.
Опять же, с
точки зрения позиционирования вуза в мире, надо понимать, что аудитория игр –
не только абитуриенты из России, но и из-за рубежа, особенно азиатских стран. Там гигантская аудитория! Киберспорт – это классный инструмент для набора
иностранных абитуриентов.
Например, на прошлых соревнованиях у нас были две команды из Индонезии. А в следующем году,
я думаю, мы запланируем международные соревнования с дружественными странами: у
ТГУ хорошие отношения с Юго-Восточной Азией. Трансляции игр смотрит большое
количество людей в YouTube, Twitch, соцсетях, поэтому это хороший канал для
экспорта российского образования.
Кстати, в
университете играют в игры не только студенты. Преподаватели и выпускники – это
все активная аудитория киберспорта. У нас уже проходят отдельные турниры по
играм именно для преподавателей, сейчас рассматриваем вариант что-то с
выпускниками сделать. Ведь их всех не привезешь в Томск, к сожалению. Почему бы
тогда не встретиться в онлайне? Возможно, сделаем что-то к юбилею университета
в следующем году.
Помимо этого мы
на турнирах собираем данные. Мы же дата-аналитики! Для нас это все-таки в
первую очередь данные.
Игры для науки
– Какие исследования проводите сейчас? Как это выглядит?
– Проверяем одну из гипотез о связи
уровня агрессии человека с увлечением компьютерными играми, в первую очередь, это стрелялки или шутеры. Мы тестируем спортсменов, которые участвуют в турнирах, с психологами,
чтобы эту гипотезу проверить. Уже собрали данные с трех турниров – с каждого около
500 человек по всей стране. Мы также спрашиваем их об успеваемости, отношении к
играм и фиксируем уровень агрессии.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Летом у нас
открылся Центр нейронаук, вместе с ним мы планируем два исследования. Первое
связано с состоянием "тильт", когда игрок теряет желание побеждать, у
него опускаются руки. Это состояние свойственно всем людям, не только
геймерам. Мы хотим
изучить, как это происходит в голове – с точки зрения нейроинтерфейса – и как
это можно преодолевать.
Еще одна история связана с тем,
что игры – это классный инструмент развития когнитивных способностей: скорости
реакции, аналитического мышления, командной работы. Многие
спецподразделения в мире используют игры для тренировки реакции. Мы хотим
использовать нейроинтерфейсы, чтобы понять, каким образом нужно организовать
образовательный модуль, чтобы развивать когнитивные способности. Идея
очень простая – включить несколько часов игр в образовательную программу
наравне с лекциями и практиками.
Еще одна новая профессия
– В ТГУ по программе "Содействия занятости"
планируется обучение менеджеров киберспортивных команд. Что это за специалисты,
когда и как их будут обучать?
– В начале
следующего года – в феврале-марте – у нас стартует такое обучение. Это
дистанционная программа, у нас два варианта, которые хотим протестировать: 72 и
144 часа. Плюс еще самостоятельная работа.
Идея в том, чтобы
дать базовое понимание в SMM и работе с соцсетями, дизайне, организации
мероприятий, научить составлять регламенты, правила, нормативные документы к
турнирам, как искать инвесторов для команды и как организовать трансляцию – это
все укладывается буквально в несколько мастер-классов.
© РИА Томск. Вера Зернова
Кроме этого, психологическая и физиологическая подготовка команды. Коллеги-психологи рассказывают, как работать с командой, как
учитывать личностные особенности, как снижать уровень стресса, когда команда
начинает проигрывать и они ссорятся между собой. В плане физической подготовки
– попробуйте просидеть за компьютером во время турнира в напряженном состоянии
8 часов…
Более глубокий
разбор – это стратегия и тактика в игре, работа с командой. Менеджер – это еще
и тренер. Получается очень универсальный специалист. Сейчас такие менеджеры – в
основном самоучки или активисты.
Сейчас из разных
вузов страны на программу записалось уже около 300 человек, но набор
продолжается. Ограничений по возрасту здесь нет. В целом таких специалистов и
не нужно слишком много. Если хотя бы один в университете есть – это уже хорошо.
Level Up!
– К чему идет российский киберспорт? В чем его будущее?
– К
"фиджиталу" (phygital – Ред.). Это от слов "физикал" и
"диджитал", то есть смесь физического и виртуального спорта. В 2024
году в Казани планируются всемирные фиджитал-игры, это некая альтернатива
Олимпийским играм, на самом деле. Планируется свыше двух тысяч участников из
100 стран мира.
– Какие дисциплины там будут и что они из себя
представляют?
– Грубо
говоря, команда играет матч в Fifa, а потом переодевается в форму и выходит
играть в футбол на реальное поле. На играх будут отдельные дисциплины, список
сейчас еще формируется.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Мне очень идея
нравится. Она простая и гениальная. Мы встречаемся с родителями абитуриентов,
многие из них относятся к киберспорту, скажем так, предвзято. Мол, сидит весь
день, никакого движения. А тут эта проблема решается.
– Как к этим играм готовится киберкоманда ТГУ?
– У нас
появились тренеры, один из них – Антон Губарь, двукратный победитель
Counter-Strike в России. Причем окончил на отлично магистратуру
геолого-географического факультета ТГУ. Еще один показатель того, что не все
киберспортсмены плохо учатся. Он тренирует нашу сборную.
В сентябре
ездили в Казань на первые фиджитал-игры. Пока концепция еще прорабатывается,
набиваем шишки и готовимся. Это интересно – быть частью "игр
будущего".