ТОМСК, 22 июл – РИА Томск. Введение внешнего управления Томску не грозит, поскольку городу при всех бюджетных ограничениях удается соблюдать финансовую дисциплину. Рост каких расходов больше всего тревожит власти, и как они планируют решать проблему растущих обязательств – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что во вторник дума Томска одобрила предложение мэрии об увеличении дефицита муниципального бюджета до 4,2 миллиарда рублей. Это позволит городу расплатиться по решениям судов о расселении аварийных домов.

Во время предварительного обсуждения вопроса на профильном комитете гордумы было озвучено, что есть риск введения внешнего управления городом. Насколько сегодня реальна угроза утраты мэрией рычагов власти, и кто в этом случае будет управлять городом, в интервью РИА Томск рассказала заммэра – начальник гордепартамента финансов Анна Мальсагова.

– Когда вводится внешнее управление муниципалитетом?

– Временная финансовая администрация вводится, если просроченная кредиторская задолженность составляет более чем 30% собственных доходов города. Речь идет не о дефиците бюджета, а о просроченных обязательствах – это то, что мы реально не смогли оплатить.

Согласно действующему Бюджетному кодексу, ходатайство о введении временной финансовой администрации в арбитражный суд должен будет подавать губернатор Томской области. После этого регион берет на себя решение задачи по реструктуризации задолженности, поиску резервов и возможностей увеличения доходов для оплаты этой задолженности.

– В какой момент задолженность становится просроченной?

– Для разных расходных обязательств этот срок свой. Например, по муниципальным контрактам, заключенным в соответствии с 44-м Федеральным законом, задолженность становится просроченной сразу с момента неуплаты в обозначенный в договоре период. Какая-то задолженность становится просроченной по истечении трех месяцев.

– Но ситуация, в которой сейчас оказался Томск, обострилась в связи с задолженностью по оплате так называемых исполнительных листов?

– Задолженности по оплате исполнительных листов нет. Администрация города приняла все меры, чтобы не допустить неисполнения предъявленных исполнительных листов. Исполнительный лист по законодательству приравняется к расходному обязательству. Для его исполнения в бюджетном кодексе предусмотрено три месяца.

– Есть ли уже какие-то примеры введения внешнего управления муниципалитетом в нашей стране?

– Нет, таких примеров я не помню. Во-первых, это крайняя мера. Во-вторых, в последнее время мы живем в достаточно стабильной экономической ситуации, когда доходы достаточно стабильно поступают в бюджеты, резкого неисполнения плана по доходам нет. В 2020 году была угроза, конечно, при коронавирусе, но все равно справились, все свои обязательства исполнили. У нас (в бюджете Томска) доходы ежегодно растут.

Кроме того, сейчас законодательство так отрегулировано, что муниципалитет в принципе на себя не сможет взять расходных обязательств больше, чем предусмотрено средств в бюджете. Исключение составляют только исполнительные листы.

Даже Конституционный суд это подтверждает. Он говорит, что нет механизмов в законодательстве, которые позволяют выплатить все средства по исполнительным листам, поступившим одномоментно, не парализовав при этом деятельность по решению иных вопросов местного значения. Мы дальше будем выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень, дабы попытаться урегулировать этот процесс.

– И Томск в этой ситуации идет в сторону увеличения дефицита бюджета… Это будут займы в банках?

– Да, это будут облигации и займы в банках на ту сумму, о которой я сегодня говорила на собрании думы – 1,9 миллиарда рублей.

– Есть ли у Томска сейчас какая-то просроченная задолженность?

– Нет, конечно.

– А если все-таки предположить, что она достигнет 30% собственных доходов, то о какой сумме может идти речь?

– Это очень большая сумма. У нас собственные доходы муниципалитета – 13 миллиардов рублей, то есть 30% – это почти 4 миллиарда. Риск введения временной финансовой администрации обсуждался в ходе комитета по бюджету Думы города Томска при рассмотрении вопроса оплаты исполнительных листов.

Ранее также сообщалось, что на проходившем в июне заседании Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ) мэр Томска Дмитрий Махиня поднял вопрос о внесении изменений в законодательство в части исполнения судебных актов о выплате выкупной стоимости жилья в аварийных домах за счет местного бюджета. По его мнению, эти траты следует ограничить на 5–7% от общей суммы расходов муниципальной казны.

По состоянию на конец июня 2025 года, власти Томска направили на переселение людей из аварийного жилья по решениям судов уже около 15% расходной части бюджета. Члены АСДГ поддержали инициативу Махини, подписанная резолюция была направлена в Госдуму.