ТОМСК, 14 июл – РИА
Томск. Село Каргасок Томской области в этом году стало настоящим центром
робототехники. Ученики местных кружков занимают призовые места на всемирных
олимпиадах, создают роботов, которые способны собрать кубик Рубика и идти на
голос человека. Корреспонденты РИА Томск выяснили, как школьникам из сельской
глубинки удается конструировать и программировать далеко не детские игрушки.
Центр
притяжения
© сайт ТГУ
Школьник
из Каргаска Кирилл Бадичев создал робота, с которым занял третье место на
российском этапе всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad – WRO) в
Казани. Восьмиклассник и учится отлично, и спортом занимается, и родителям
помогает – ездит на покос, ухаживает за огородом и на увлечения время находит,
главное из которых – робототехника.
Кружок
робототехники при местной школе на селе организовал молодой педагог Дмитрий
Матвеев. "В нашем доме творчества пару лет назад появились конструкторы
для создания роботов. Меня это очень заинтересовало, я предложил школе тоже
закупить подобные наборы и пригласить ребят попробовать с ними поработать.
Директор ободрил. Желающие позаниматься нашлись", – рассказывает Матвеев.
© из личного архива Кирилла Бадичева
Кирилл Бадичев, ученик Каргасокской СОШ №2, призер "Всемирной олимпиады роботов-2014" в Казани
Победа
из побед
Кирилл
был в числе тех, для кого робототехника стала не просто увлечением. К занятиям
он подходил весьма серьезно. К соревнованиям школьник и его преподаватель
готовились с ноября, постоянно модернизуя и дорабатывая созданную ими модель.
© Алена Хлестунова
"У
робота-победителя было несколько модификаций. Робот ездит по правилу правой
руки, заходя в лабиринт, поворачивает направо. Ориентируется в пространстве
благодаря двум датчикам расстояния – один справа, другой слева. Если робот
получает информацию, что с правой стороны пропала преграда – поворачивает
направо, если что преграда спереди и справа – уходит налево", – поясняет
Кирилл.
Эта,
на первый взгляд, простая система – плод кропотливой полугодовой работы. Для
того чтобы вдохнуть жизнь в железную машину и научить ее ориентироваться, юному
технику необходимо было не просто создать программу, но и отрегулировать робота
и его параметры.
"Когда
мы пишем программу, просчитываем в ней все повороты: вправо, влево, прямо.
После начинаем тестировать робота. Если что-то нас не устраивает – снова переписываем,
дорабатываем программу. С роботом-победителем, к примеру, таких переделок было
несколько: с каждым разом мы что-то меняли – то скорость реакции, то угол
поворота, то размер самого робота", – пояснил Матвеев.
© из личного архива Кирилла Бадичева
Диплом и награда Кирилла Бадичева, призера "Всемирной олимпиады роботов-2014" в Казани
Юные
инноваторы
Ноу-хау
каргасокских разработчиков стала особая система, которая помогает роботу
освободиться, если тот застрял или врезался в лабиринте.
© РИА Томск. Яков Андреев
"Мы
поставили спереди кнопочку и установили специальный подвесной подвижный бампер.
Если робот задевает угол – кнопочка нажимается, бампер
"отстегивается" – и он получает возможность вывернуть. Есть у нас и
некоторые инновации в самой программе – мы придумали, как сделать так, чтобы
робот не просто поворачивался четко на 90 градусов, а крутился до тех пор, пока
не найдет проход", – добавил Кирилл.
В
соревнованиях участвовали роботы самых разных модификаций. Все они были созданы
руками детей в таких же кружках по всей стране. Робот из Каргаска с легкостью
прошел почти все испытания и занял третье место в стране.
© Сергей Косаченко
"Всемирная олимпиада роботов-2014" в Казани
Удачный
дебют
Как
пояснил Матвеев, в соревнованиях принимали роботы довольно высокого уровня.
Фактически, для Кирилла это были первые серьезные соревнования.
© РИА Томск. Яков Андреев
"Честно
говоря, зная этого ребенка, я и не сомневался, что мы приедем с наградой.
Многие перед стартом от волнения пытались оперативно улучшить параметры своих
участников – меняли скорость передвижения и реакции, тем самым сбивая
"победные" настройки. Кирилл же грамотно оценил ситуацию и сделал все
как полагается, в итоге оказался в числе лучших", – добавил преподаватель.
Мальчик
связывает свое будущее именно с программированием – хочет поступать в Томский
университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), как и его учитель по
робототехнике.
Российский этап всемирной олимпиады роботов в Казани
Роботы
с душой
Бадичев
– не единственный юный робототехник из Каргаска. Девятиклассники Леонид
Щепеткин и Арина Фатеева занимаются в радиотехническом кружке Дома детского
творчества Каргаска уже пять лет.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Идея
создания и "оживления" различных роботов родилась у бессменного
руководителя кружка Андрея Захарова, который, заинтересовавшись новым
направлением, подключил к увлекательному делу ребят. Три года назад на
спонсорские средства были приобретены специальные конструкторы Lego,
позволяющие собирать различные модели программируемых роботов, и работа
закипела.
Арине
приглянулась модель робота-щенка: она сначала собрала ее из деталей
конструктора, а затем внедрила программу распознавания звука. Когда подзываешь
к себе щенка, он направляется в сторону зовущего. Подойдя к нему, он гавкает –
приветствует "хозяина".
© РИА Томск. Анна Ярославцева
Арина Фатеева, каргасокская школьница, конструктор роботов
Леонид,
увидев в интернете видеоролик о том, как робот собирает кубик Рубика, решил
попробовать сделать такого сам. Однако задача предстояла трудная: найденные
аналогичные модели роботов не отвечали запросам по разным причинам. То при
манипуляциях с кубиком он выскакивал из площадки, так как она расположена под
наклоном, то, произведя сканирование граней кубика, робот останавливался.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Только
найдя нужный ракурс и сделав необходимые вычисления, Леонид смог создать 3D-проект
в спецпрограмме, а затем собрать его в натуральную величину.
"Секрет
"оживления" роботов, которые могут ходить, говорить, танцевать,
собирать кубик Рубика, кроется в одной детальке – "сердце" робота – интеллектуальном
управляемом элементе конструктора под названием NXT. В его состав входят 32
битный микропроцессор, жидкокристаллический дисплей, входные и выходные порты
для подключения к различным устройствам и Bluetooth-канал", – рассказывает
Захаров.
© РИА Томск. Анна Ярославцева
Леонид Щепеткин, ученик 9 класса каргасокской школы №1, конструктор робота, собирающего кубик Рубика
В
случае с кубиком, при помощи этого элемента был активизирован простой алгоритм:
ультразвуковой сенсор начал сканировать все грани кубика, распознал цвета и
передал данные в микроконтроллер для обработки и выстраивания алгоритма сборки
кубика. Решив задачу в своем "мозге", робот принялся за работу,
используя свои захваты для манипуляций с кубиком. Весь процесс сборки занял
около 2,5 минуты.
С
этим проектом Леонид выступал в Москве и стал финалистом всероссийского
фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо", – рассказывает Захаров.
От
снайпера до художника
Первого
"умного робота" Леня собрал еще в 2010 году вместе с его товарищем по
кружку Степаном Никуличем. Тогда ребята стали участниками регионального
конкурса "Сибирские Афины", где завоевали медаль. После этого был
робот, умеющий двигаться и стрелять по заданным объектам, робот-художник…
© предоставлено пресс-службой ТУСУР
По
словам Леонида, он интересовался техникой с детства. Конструировал различные
приборы, фонарики, проводил эксперименты с проводами, батарейками, разными
деталями. В числе его первых работ в радиокружке – устройство "Лазерный эффект",
УКВ-радиоприемник, усилители, светодинамическое устройство, электронные часы.
Он
пока еще определяется с выбором вуза, в котором хотел бы продолжать учебу, но
уже точно знает, что будет заниматься радиоэлектроникой. Помимо робототехники
он увлекается созданием электронной музыки, и в дальнейшем хотел бы заняться
этим направлением вплотную – разрабатывать оборудование для звуковых студий и
дискотек.
© РИА Томск. Анна Ярославцева
Робот-художник, созданный воспитанниками каргасокского Дома детского творчества