ТОМСК, 6 апр – РИА
Томск, Елена Тайлашева. Томские бары и рестораны запустили акцию "Поддержи
свое любимое заведение" и разместили в соцсетях ролик, в котором рассказали об
особенностях работы во время режима всеобщей самоизоляции. Выручка стационарного
общепита просела в десять и более раз, бизнес надеется на отмену
ограничительных мер после 15 апреля.
Поддержите!
"Без гостей грустно, залы пустуют. Стулья подняты. Мы ждем,
когда это все закончится и мы вновь откроем свои двери в полной мере. (Сейчас)
учимся работать по-новому: даем скидку на самовывоз, работаем в режиме
магазина. Открыли доставку. Разработали специальное меню для доставки с
приятными ценами.
Естественно, используем полные меры защиты – у нас везде
стоят санитайзеры, обрабатываем помещение дезинфицирующими средствами, проводим
обработку поверхностей каждые полчаса. Носим маски, одноразовые повязки,
перчатки. Соблюдаем дистанцию. Наклеили наклейки, чтобы гости следили за расстоянием
(между собой)", – рассказывают управляющие, директора и бармены томского
общепита.
"Россия для веселых. Поддержи свое любимое заведение!" – призывают они.
Ролик о том, как живется практически "изолированному" от гостей общепиту, был снят силами восьми кафе, баров и ресторанов, но
конкретных названий в нем не упоминается:
"Это не реклама. Мы, с одной стороны, хотим привлечь
внимание постоянных гостей к любимым заведениям, которые в данный момент
нуждаются в поддержке. С другой – надеемся на консолидацию отрасли в борьбе за
выживание: любому заведению, желающему разместить ролик у себя в социальных
сетях и присоединиться к нашей акции, предоставим его с большой
благодарностью", – сказал директор бара Meet Up Тимур Мухтаров.
www.youtube.com"Мы творим магию", "Мы дарим людям веселье", "Мы жизнерадостные ирландские братья", "Мы как пчелки – несем настроение и сладость людям", "Максимально американские во всем городе", – рассказали о себе в ролике томские заведения, показывая разнообразие, которое пока есть в общепите.
Не поддаваться панике
По мнению рестораторов, сейчас отрасль находится на грани
выживания, и они всеми силами стараются найти выход.
"Вся эта ситуация заставила нас в очень короткие сроки
менять формат: из кафе-кондитерской мы переформатировались в магазин, и хорошо,
что наша концепция и продукт в ТОРТА позволяет это сделать практически
безболезненно. Формат на вынос кофе и пирожного уместен и понятен, гости на это
идут охотно. А вот в нашем кафе "Гости" ситуация совсем нерадушная", – рассказывает один из героев ролика, директор кондитерских ТОРТА и кафе "Гости" Оксана Березина.
© РИА Томск. Наталья Брусницына
По ее словам, первое, что сделали в "Гостях", – это стали
работать на самовывоз, запустив флешмоб #шагнавстречугостю с рядом других
заведений. Томичи, забиравшие блюда самостоятельно, получали скидку 20%.
"Выручка и гостепоток упали в 10 раз, а платежи прямых
затрат остались неизменными. У нас достаточно непростое производство, что
влечет за собой немаленький штат, как на кухне, так и на сервис-группе, и такое
количество людей просто невозможно содержать. Самая защищенная часть команды – это
официанты и бармены, так как это в основном студенты, которые подрабатывают и у
них зачастую бесплатное проживание в общежитии. А что делать с поварами, у
которых семьи и обязательства?..
Мы стали искать еще варианты, как увеличивать каналы сбыта и
максимально сохранить команду. За пару дней запустили доставку своими силами,
попросив ребят из команды, у которых есть свои машины, делать доставку самим. Они
являются прямыми носителями бренда, понимая и транслируя суть концепции. Могут
ответить на вопросы, а главное, они не механично разносчики еды, это те люди,
которых можно видеть, приходя к нам в кафе", – рассказывает Березина.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Также мы работаем с Яндекс.едой. Для заведений это очень невыгодное сотрудничество: сервисный сбор составляет 35%, что съедает практически всю прибыль. Но это помогает хоть как-то осуществлять деятельность, быть на слуху и генерировать жизнь, не поддаваясь панике", – говорит Березина.
Десятикратное падение выручки касается практически всех
заведений "со скатертями", но страдают и более мобильные форматы. Так,
представитель компании "Сибирские блины" сообщила, что "катастрофическое
падение" началось с 28 марта, когда официально началась нерабочая неделя:
"За три дня продажи обрушились на 50% по сравнению с
планируемым оборотом при функционировании сети в нормальных условиях. С 30
марта региональные власти ужесточили меры борьбы с коронавирусом и приняли
решение приостановить деятельность кафе и ресторанов, что привело к дальнейшему
падению продаж. С начала апреля продажи снизились еще на 65% по отношению к
планируемым".
Сейчас "Сибирские блины" приостановили подготовку к
открытиям новых торговых точек, павильоны с посадочными местами перевели в
режим розничных магазинов, две блинные в Томске закрыли (из имеющихся 21-й; в
Кемерове закрыли 18 торговых точек из 48). Также в два раза уменьшили
ассортимент выпускаемой продукции, потому что цены на часть сырья повысились в
5 раз, а с частью возникли перебои в поставках.
"Топ-менеджеры компании, включая генерального директора,
урезали свою заработную плату на 20-50%. Сейчас мы оперативно разрабатываем и
тестируем сервис доставки и предзаказа. С 3 апреля его запустили в Томске, с 7
апреля опция заработает в Кемерове", – сообщил представитель компании.
© предоставлено Маргаритой Горезиной
"После кризиса ресторанная отрасль перестанет быть такой привлекательной для романтиков, мечтающих открыть свое кафе. В ней останутся заведения с сильной концепцией, с привлекательным брендом, с крепкой командой", – считает совладелец кафе "Разговоры" Маргарита Горезина.
Рынок на грани
В таком режиме, говорят рестораторы, они не смогут держаться
долго. Хотелось бы рассчитывать на помощь государства, но все меры, заявленные
по господдержке, пошли "мимо кассы".
"Например, кредиты под зарплаты с нулевой процентной ставкой.
Они даются по количеству сотрудников по 1 МРОТ на каждого. Ну спасибо, вы очень
здорово мотивировали нас в дальнейшем платить зарплату вбелую! Отсрочки по
налогам и сборам – тоже смешно: через 3-6 месяцев мы будем должны заплатить
все. Вопрос – с каких средств?" – поясняет совладелец кафе "Дыхание вока" Алексей Степанов.
Отсрочка коммунальных платежей тоже, по его словам,
оказалась неработающей:
© РИА Томск. Ольга Трепова
"Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями имеют
единицы организаций, остальные компенсируют это своему арендодателю, а он не
может попросить отсрочки, так как не относится к пострадавшей отрасли.
Возможность кредитных каникул тоже мимо кассы: если мы
посмотрим на суммы, то лимит для ИП 300 тысяч для бизнеса – это даже не
оборотная операционка! На мой взгляд, власть показала, что она далека от народа
и не понимает, как работает бизнес, и при этом требует не сокращать никого. В
общем, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем российскому
предпринимателю получить господдержку", – говорит Степанов.
По его данным, томский общепит имел оборот 2,6 миллиарда
рублей в год, работало порядка 1000 заведений, в которых трудилось приблизительно
12 тысяч человек (с учетом теневой занятости).
"Из них 2/3 или уже вылетели, или вот-вот вылетят. Если
15 апреля нас откроют (губернатор объявил режим полной изоляции на этот
срок), то безвозвратные потери составят 25-30% по рынку. Если режим продлится
до и после 1 мая, то от рынка останется 15% в лучшем случае, и на рынок труда
вылетят 10 тысяч человек", – считает Степанов.
* * *
Ранее сообщалось, что 11 марта ВОЗ объявила пандемию коронавируса. Чтобы сдержать распространение COVID-19, неделя с 30 марта по 5 апреля была объявлена в РФ нерабочей. 2 апреля президент продлил "каникулы" до 1 мая. Кроме того, c 31 марта по 14 апреля в Томской области действует режим полной самоизоляции, предполагающий запрет на выход из дома без веской причины. Кафе и ресторанам власти запретили принимать посетителей в залах, было рекомендовано перейти в режим торговли навынос.